30.05.2005

"Гросстемсу" достался музейный экспонат. Фабрика "Нево-табак" продана производителю табачного сырья



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК


Как стало известно "Бизнесу", одна из крупнейших российских табачных фабрик "Нево-табак" продана производителю табачного сырья "Гросстемс". Земля в центре Санкт-Петербурга, на которой размещается фабрика, осталась за прежним владельцем - компанией "Музей", а оборудование и права на марки перешли к "Гросстемсу". Эксперты считают продажу фабрики профильному инвестору логичной, однако указывают на то, что у нового владельца возникнут проблемы с маркетингом и дистрибуцией.
О сделке по покупке производственных ресурсов "Нево-табак" "Бизнесу" рассказали сразу несколько участников рынка. На рынке утверждают, что переговоры "Гросстемса" с компанией "Музей" (она контролировала порядка 75% акций фабрики) начались еще в феврале. В итоге, по информации собеседников "Бизнеса", "Гросстемс" приобрел оборудование и права на марки "Нево-табака", земля осталась в собственности "Музея". С конца апреля гендиректором "Нево-табака" стал Олег Амиранов, генеральный директор "Гросстемса".
Амиранов подтвердил "Бизнесу" свое назначение, однако комментировать факт и подробности сделки отказался. "Мы остаемся собственниками фабрики "Нево-табак"",- говорит директор по связям с общественностью "Музея" Андрей Семенов. Однако он не стал подтверждать или опровергать факт "частичной" продажи "Нево-табака". Гендиректор девелоперского подразделения "Музея" Николай Воронов также не стал комментировать сделку, отметив лишь, что еще в ноябре 2004 года основные фонды и права на торговые марки фабрики "Нево-табак" были внесены в закрытый паевой инвестиционный фонд "Нево-Инвест".
"Нево-табак" расположена в центре Петербурга, "Музей" уже давно планировал перенести фабрику на окраины города. Теперь эту проблему будет решать новый собственник. "Сделка именно сейчас выгодна обеим сторонам - "Музей" экономит средства на переносе производства и получает землю в центре Санкт-Петербурга, а "Гросстемс" покупает отличную производственную базу и имеет все шансы развить бизнес "Нево-табака"",- говорит топ-менеджер одной табачной компании. По его оценке, фабрика могла обойтись покупателю в $50-70 млн.
"На российском рынке до последнего времени существовали три наиболее привлекательные независимые табачные фабрики: "Балканская звезда", "Донской табак" и "Нево-табак". Первую в прошлом году купила испанско-французская Altadis. У "Нево-табака" хорошие мощности и полный производственный цикл, для профильной компании это действительно хорошее вложение средств",- считает редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев. Он отмечает, что прежний владелец "Нево-табака" серьезно вкладывался в дистрибуцию (в августе 2004 года на развитие системы поставок "Музей" выделил $3 млн.- "Бизнес") и вывод фабрики на рентабельность. Новый инвестор, скорее всего, займется развитием новых марок и маркетингом, предполагает Королев.
Другой участник рынка называет покупку "Нево-табака" "очень перспективным шагом для "Гросстемса"": "В прошлом году один из основных клиентов компании - фабрика "Балканская звезда" - сменила владельца. Пока контракт у "Гросстемса" и Altadis сохраняется, однако долгосрочных планов, какие были при прежнем владельце, уже нет".
Президент ассоциации табачных дистрибуторов "Грандтабак" Сергей Шелехов полагает, что "Гросстемс" может столкнуться с серьезными сложностями с дистрибуцией. ""Нево-табак", конечно, на сегодняшний день самая оптимальная для "Гросстемса" производственная площадка. Однако сейчас в стране всего семь крупных дистрибуторов, каждый из них работает по контракту с транснациональными компаниями, поэтому непонятно, как новые собственники "Нево-табака" будут реализовывать свой товар",- говорит Шелехов. Кроме того, для развития производства и занятия какой-то ниши на рынке компании потребуются серьезные вложения в маркетинг и создание эффективной марки, таких денег у "Гросстемса" нет, резюмирует Шелехов.
Эксперты полагают, что новый собственник приобрел "Нево-табак" для последующей перепродажи. "Запустив новую марку и повысив инвестиционную привлекательность "Нево-табака", новый собственник, скорее всего, перепродаст ее иностранному инвестору",- говорит Максим Королев из "Русского табака". Сейчас наиболее вероятными претендентами на этот актив являются Korea Tobacco&Ginseng (производитель сигарет Esse), Karelia Tobacco (марка Karelia Slims), Scandinavian Tobacco и Китайская табачная монополия.



Деловая газета "Бизнес"