30.05.2005

Великая французская резолюция. Франция высказалась по проекту евроконституции



Вчера во Франции прошел референдум по проекту общеевропейской конституции. Сегодня утром стали известны его итоги. О том, как прошел во Франции воскресный день,– собственный корреспондент Ъ в Париже НАТАЛИЯ Ъ-ГЕВОРКЯН.
– "Нет" победит с 52 процентами. И меня это радует. А что ты улыбаешься? Не веришь? Напрасно. Ты помнишь, тогда, во время президентских выборов, я точно угадал, сколько наберет Ле Пен?

Наш разговор не мешает владельцу кафе Алану варить очередную чашку кофе и перекидываться репликами с посетителями. Один из них, итальянец, работающий в Париже, не разделяет негативное отношение Алана к европейской конституции. Итальянец не без юмора:

– Но если победит "да", то, помяните мое слово, Ширак завтра выйдет на экран и объявит, что он идет на третий срок.

– В том-то все и дело! – дружно восклицают посетители кафе, причем каждый вкладывает в это восклицание что-то свое.

– Но если победит "нет", Ширак не уйдет, как де Голль в 1969-м...– с какой-то тайной грустью заметил старичок, явно не понаслышке знающий об отставке президента Шарля де Голля после поражения на референдуме, "прокатившем" его правительственную реформу.

Наше "заседание" у Алана происходит в три часа дня, когда "за" или "против" конституции проголосовало, по официальным данным, 25% французских избирателей. Общее число участников референдума здесь 41,8 млн человек. Двенадцать лет назад, когда проходил референдум по Маастрихтскому соглашению, к трем часам дня проголосовало на 8% меньше граждан. Тогда, кстати, в референдуме в итоге приняло участие 70% французов. Думаю, сейчас эта цифра может быть выше. Честно говоря, за те пять лет, которые я провела во Франции, не припомню такой невероятной активности людей. Французы продолжают и сегодня, в день референдума, страстно спорить, или дебатировать, как они тут говорят. Самое поразительное зрелище можно было наблюдать в последние дни на рынках. Вместо того чтобы покупать черешню или огурцы, обыватели утыкались носом в листовки, которые раздавали тут же, и внимательно их изучали. Обычная реакция нормального человека, как вы догадываетесь,– тут же отправить листовку в мусорную корзину. Но не сейчас!

Участки для голосования, как обычно, открыты в школах и районных префектурах. На 12.45 в большинстве участков Парижа, куда я зашла, мне сказали, что проголосовала примерно треть граждан, максимум 35%. Если учесть, что в Париже и Лионе участки работают не до восьми, а до десяти вечера, то это довольно высокая активность. В некоторых районах на участках и около них было как-то неожиданно празднично и весело. Люди здоровались, шутили, и даже образовавшиеся кое-где очереди не портили им настроение. В других кварталах все было очень тихо, чтобы не сказать вяло.

– А почему в основном приходят пожилые люди? Где молодежь?
Дама, регистрирующая приходящих, пожимает плечами:
– Да всегда так... К вечеру подтянутся. А может, уехали из Парижа поздравлять мам.

В воскресенье Франция праздновала День матери, так что это предположение не лишено смысла.

Сама процедура выглядит так. Вы приходите на участок, имея при себе так называемую карточку избирателя и документ, удостоверяющий личность. Расписываетесь при получении двух небольших прямоугольных бумажек, на одной написано просто "да", на другой – просто "нет". Сам витиевато сформулированный вопрос, по которому проходит референдум, всем, видимо, должен быть известен. В буквальном переводе с французского он звучит так: "Поддерживаете ли вы проект закона о ратификации договора о принятии европейской конституции?" К двум этим карточкам выдается один конверт. Вы заходите за серую шторку, выбираете "да" или "нет" и вкладываете карточку в конверт. Ненужную выбрасываете в большой бумажный пакет. Потом идете к прозрачной урне и кидаете туда конверт, там же расписываетесь, что проголосовали. Таким образом, количество конвертов должно точно совпадать с количеством проголосовавших. В местах особого ажиотажа сотрудники избирательных участков беспокоятся, что их сил будет недостаточно, когда придет время подсчета бюллетеней:

– Молодые люди, вы свободны сегодня вечером?
Молодая пара в недоумении переглядывается.
– Вроде, да...
– Приходите, пожалуйста, к десяти вечера, поможете нам с подсчетами.
Ребята соглашаются. Я наблюдала за ними, когда они подходили к участку для голосования. Жена что-то страстно продолжала втолковывать мужу. Он кивал. Она, не понижая голоса, говорила что-то о будущем, о Европе, о Франции. Окружающие начали с любопытством прислушиваться. У входа в зал голосования муж остановился и без всякого раздражения сказал: "Дорогая, если у тебя еще есть аргументы и ты хочешь продолжить агитацию, которая, впрочем, сегодня запрещена, то нам придется снова выйти на улицу". Она улыбнулась и прекратила агитацию.

Вы не поверите, но тут разделились семьи – муж за, жена против. Родители против, дети за. Мои друзья, до хрипоты спорившие весь последний месяц, сегодня выглядели неожиданно умиротворенными. Оказалось, что муж в последний момент изменил "нет" на "да", и дома наступил мир. Таких, которые могут сделать свой выбор в последний момент, минимум 20%. Это колеблющиеся. Но совершенно не исключено, что и уже сделавшие вроде бы выбор перерешат. Например, у многих, с кем я говорила и кто намерен сказать "нет", есть один аргумент, который может заставить сказать окончательное "да": "Мы все же часть Европы, ну что мы, право..."

– Ну как тебе это нравится?! Какие-то там месье в Брюсселе будут определять, имеем ли мы, французы, право есть французский камамбер. И могут ведь решить, что не имеем, потому что, видите ли, вопреки каким-то там общим нормам мы его делаем из натурального, а не кипяченого молока. Да пошли они!..

– А фуа-гра? Они говорят, что мы издеваемся над животными и пичкаем их кукурузой, чтобы получить наше лучшее в мире фуа-гра. Что же теперь, фуа-гра не будет? Или с коровами... Они же приняли решение, что коровы не имеют права лежать на соломе, а должны лежать на специальных матрасах. И теперь все обязаны это выполнять. Бедные коровы!

– Дамы, но ведь все это не вполне относится к конституции. Это относится скорее к Маастрихтскому договору, а он уже действует, и Франция за него проголосовала.

– Вот и глупо. Больше не проголосуем.
Можно просто идти по улице и слушать разговоры. Довольно любопытно. Мой знакомый голосовал "нет" только потому, что он не хочет, чтобы Елисейские поля выглядели так же, как центральная улица Афин или Рима,– везде один и тот же McDonald`s, один и тот же Nike.

– Знаешь, если я еду в Россию, то хочу найти там что-то русское. А мы тут скоро все станем похожи, как близнецы. Я не хочу. Я хочу, чтобы Франция оставалась Францией, даже со своими недостатками. И потом, я не верю политикам. Вот наши политики говорят: снизим налог с продаж для ресторанов с 19 до 5%. И что? Потом они едут в Брюссель и голосуют, тайно. Получается, что большинство против снижения этого налога. Они приезжают и говорят: мы хотели, но Брюссель против. То есть мы хорошие, а Брюссель плохой. А кто их знает, этих хороших, как они голосовали. Не верю!

Кто-то недавно сказал, что во Франции "да" голосуют те, кто доволен своей жизнью, а "нет" те, кто не доволен. Это упрощение. Разнообразие аргументов таково, что простую формулу в данном случае и не стоит пытаться выводить. И внутренняя политика, о чем много было написано, играет в этой европейской истории довольно существенную роль. Мнение вполне продвинутого ученого:

– Ширак совершил огромную ошибку: он соединил свое имя с этим референдумом. Верьте мне! Не верю. Вот ему-то как раз и не верю!

Самое поразительное, что из всех, с кем я говорила в день референдума, лишь одна дама сказал уверенное "да". Она родом из Марокко, владеет небольшой галереей.

– Я – за прогресс, за дальнейшее развитие. Франция стояла у истоков единой Европы. Как можно начать строительство, а потом все бросить и сказать: без нас? В любом случае "да" и "нет" идут ноздря в ноздрю. Разрыв будет минимальным, например 52% против 48%, но никто не возьмется сейчас предугадать, в чью пользу. Ты понимаешь, у меня такое чувство, что, если победит "нет", мы все потеряем. Они боятся Турции, они боятся даже Китая, который к Европе не имеет отношения, боятся потеряться в этой большой Европе. Я не боюсь. Не знаю, просто я надеюсь и верю в большую Европу, верю во взаимопомощь, хочу, чтобы все люди имели равные права. Я даже представить себе не могу, что будет, если победит "нет".

Воскресные газеты написали о долгой встрече в пятницу с глазу на глаз между президентом Жаком Шираком и министром внутренних дел Домиником де Вильпеном. Не исключено, что обсуждалась возможная отставка премьера Жан-Пьера Раффарена в случае негативных результатов референдума. Помимо Доминика де Вильпена среди других кандидатов на этот пост называют нынешнего министра обороны госпожу Мишель Аллио-Мари, а также Николя Саркози, возглавляющего сегодня правящую партию.

Брюссель также разработал два сценария – на случай победы "да" и на случай победы "нет". У председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, говорят, заготовлены две речи. Поздравительная, если побеждает "да", с призывом к остальным странам последовать примеру Франции. И вторая, которую условно можно назвать "прочь печаль", если побеждает "нет": ничто не может остановить движение Европы вперед, Франция – это еще не вся Европа, одна страна не может блокировать всю систему. По некоторым данным, даже если опыт референдума во Франции окажется негативным, Брюссель не намерен призывать другие страны отменять референдумы. Напомню, что в среду голосуют Нидерланды.

Евросоюз продолжает настаивать, что никакого запасного плана не существует. Если 20 из 25 стран ратифицируют конституцию к 1 ноября 2006 года, то вопрос со всеми остальными будет решаться в индивидуальном порядке, то есть Евросоюз будет рассматривать вопрос о системе взаимоотношений с каждой страной, сказавшей "нет", по отдельности. Один вариант – им будет предложено переголосовать, как это было с Ирландией при принятии Маастрихтского соглашения. Или же ЕС может решить, что конституция будет применяться только теми странами, которые ее ратифицировали. И тогда, считают наблюдатели, Франция рискует оказаться вне игры.

НАТАЛИЯ Ъ-ГЕВОРКЯН, Париж



Как разрабатывалась общеевропейская конституция

О необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов активно заговорили в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдет самое масштабное в истории расширение ЕС (численный состав союза вырос с 15 до 25 членов 1 мая 2004 года). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса – с расширением его состава до 25 стран и при сохранении принципа консенсуса возникла вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 года. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его экс-президент Франции Валери Жискар д`Эстен. 29 октября 2004 года лидеры всех 25 стран-членов подписали проект.

Проект конституции среди прочего предполагает отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого двойного большинства: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65% населения всего союза. Конституция предполагает введение поста президента ЕС, избираемого на два с половиной года, вместо ныне действующей системы ротации стран-председателей, меняющихся каждые полгода. Кроме того, согласно конституции, вводится пост главы МИД ЕС – ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (на сегодняшний день этот пост занимает экс-генсек НАТО Хавьер Солана) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (экс-глава МИД Австрии Бенита Ферреро-Вальднер). Конституция также предполагает сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип "одна страна – один еврокомиссар", с 2014 года число еврокомиссаров будет составлять две трети от числа стран-членов.

Новая конституция должна вступить в силу в 2006 или 2007 году. Необходимым условием этого является ее ратификация всеми странами-членами. Разные страны приняли различные варианты ратификации – голосованием в парламенте или на всенародном референдуме. Стран, решивших принимать конституцию на референдуме, десять: Испания (референдум с успехом прошел 20 февраля 2005 года), Франция (29 мая), Нидерланды (1 июня), Люксембург (10 июля), Дания (27 сентября), Португалия (декабрь), Великобритания (начало 2006 года), Чехия (середина 2006 года), Ирландия и Польша (в двух последних странах сроки референдума пока не определены).

В тех случаях, когда европейскую конституцию ратифицируют парламенты, проблем не было (там, где ратификация уже состоялась) и не ожидается (там, где она еще впереди). А в число стран, решившихся на референдумы, попали страны, в которых сильна оппозиция идее общеевропейского единства: это и традиционные евроскептики Дания и Великобритания, и Польша, вступившая в Евросоюз год назад и с самого начала заявившая о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС, и даже две страны, входящие в шестерку стран–основательниц ЕС,– Франция и Нидерланды. Как ожидается, на референдуме в Нидерландах в среду противники конституции получат еще больше голосов, чем во Франции.

БОРИС Ъ-ВОЛХОНСКИЙ



КоммерсантЪ