30.05.2005

Реформой налогового администрирования займутся депутаты



Обещанная президентом и правительством реформа налогового администрирования вступила в новую стадию. Правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект, и теперь все баталии вокруг готовящейся реформы переместятся на Охотный ряд. Они обещают быть жаркими. Несмотря на заверения Минфина, что правительство постаралось как можно полнее учесть пожелания предпринимателей и при сохранении "баланса интересов государства и бизнеса" "в максимальной степени улучшить положение налогоплательщиков", нареканий у последних документ по-прежнему вызывает немало. Начиная от предложенного порядка проведения камеральных налоговых проверок и кончая ужесточением санкций за нарушения налогового законодательства.


Радость налогоплательщика...
Споры вокруг готовящейся реформы налогового администрирования Минфин и предприниматели ведут уже почти четыре месяца. Именно столько времени прошло с того момента, как 8 февраля на совещании в Кремле вице-премьер Александр Жуков представил президенту сценарий реформы налогового администрирования. Цель – "не допускать необоснованного давления на добропорядочных налогоплательщиков", а также "улучшить инвестиционный климат в России и укрепить доверие во взаимоотношениях бизнеса и власти".

Механизм первоначально предлагался такой: создание максимально четкого налогового законодательства, исключающего возможность двойного толкования; упорядочение проверочной деятельности налоговиков, в том числе за счет ограничения сроков выездных налоговых проверок, а также составления закрытых перечней документов, которые налоговики могут истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной налоговой проверки; создание системы досудебного урегулирования налоговых споров; фактическая отмена повторных налоговых проверок.

Подобный план предприниматели приняли на ура. Но только до тех пор, пока не получили возможность ознакомиться с первоначальной редакцией законопроекта о реформе налогового администрирования, подготовленной Минфином. Последний их немало удивил.

Как оказалось, повторные налоговые проверки Минфин отменять не намерен; перечень документов, которые налоговики могут требовать в рамках камеральных проверок, получился открытым; выездная проверочная деятельность налоговиков ограничена несущественно. Одновременно был предложен ряд мер, явно ухудшающих положение налогоплательщиков: предлагалось изменить момент, с которого налог считается уплаченным, фактически установив тем самым ответственность налогоплательщиков за третьих лиц; ввести внесудебный порядок взыскания штрафов, а сами штрафы заметно ужесточить.


...была недолгой
Такая реформа предпринимателям явно была не нужна. За время многомесячных консультаций с Минфином им удалось уговорить чиновников отменить некоторые новации: штрафы по-прежнему собираются взыскивать по суду, а момент уплаты налога менять не будут. Что касается других предложений Минфина, то здесь споры не дали столь наглядных результатов.

По сути дела, правительство предложило сохранить действующие ныне основания для проведения повторных проверок, главное из которых – контроль со стороны вышестоящей организации за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку. Порадовать налогоплательщиков в этой ситуации может лишь то, что в состав повторных проверяющих теперь запрещено включать налоговиков, участвовавших в проведении первой проверки. А также то, что произвольно проводить повторные проверки в отношении крупнейших налогоплательщиков, стоящих на учете в специализированных налоговых инспекциях, налоговики впредь не смогут. Назначать такую проверку сможет только глава Федеральной налоговой службы (ФНС) по согласованию с Министерством финансов.

Ситуация с выездными проверками складывается несколько лучше для налогоплательщиков. Проверки ограничили по количеству – не более двух в год. Установили жесткий порядок продления основного срока на проверку (в законопроекте – два месяца). Правда, получилось, что при соблюдении этого порядка в ряде случаев (в частности, в отношении крупнейших налогоплательщиков) сама проверка в итоге может затягиваться на срок до одного года и двух месяцев. Зато налогоплательщиков впредь предлагается наделить правом не просто присутствовать при обсуждении результатов такой налоговой проверки, но и принимать в нем участие. "При рассмотрении материалов налоговой проверки налогоплательщик, его представитель могут давать пояснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, высказывать свои возражения по материалам налоговой проверки",– отмечается в законопроекте.

Применительно к камеральным или документальным проверкам, не требующим выезда к налогоплательщику, Минфин утверждает, что злоупотреблений со стороны налоговых органов впредь быть не должно. Однако, по мнению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), "предложенная редакция сохраняет возможность превращать камеральные проверки в выездные". По их мнению, Минфину так и не удалось создать по-настоящему закрытый перечень документов, которые можно требовать у налогоплательщика в ходе такой проверки, а, кроме того, установить исчерпывающий перечень мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в ходе проверки. Правда, есть и послабления для налогоплательщиков. Срок на представление документов на проверку увеличивается с пяти до десяти дней, а срок на представление возражений по результатам налоговой проверки – с 14 календарных до 15 рабочих дней.

В любом случае с внесением правительственного проекта в Госдуму споры вокруг него, очевидно, не угаснут. Правда, основные баталии разгорятся с новой силой только осенью, когда депутаты будут обсуждать поправки во втором чтении. Первое же чтение документа должно состояться до конца летней сессии Госдумы.

ГАЛИНА Ъ-ЛЯШЕНКО



Какими будут налоговые проверки

Из проекта закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"


"Статья 88. Камеральная налоговая проверка"
1. Камеральной налоговой проверкой признается налоговая проверка за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, проводимая налоговым органом по месту его нахождения на основе налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам, иной налоговой отчетности (уточненной налоговой отчетности), документов, которые налогоплательщик вправе представить для подтверждения данных налоговой отчетности, документов, истребованных налоговым органом в соответствии с настоящей статьей для целей данной проверки, а также документов (информации), содержащихся в информационной системе налоговых органов.

...При выявлении существенных изменений данных представленной отчетности по сравнению с данными отчетности предыдущих периодов и (или) несопоставимости данных отчетности налоговый орган вправе направить налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить в письменной форме пояснение по существу данных фактов с приложением подтверждающих выписок из регистров налогового учета и (или) бухгалтерского учета.

О выявленных при проведении камеральной налоговой проверки арифметических ошибках налоговый орган сообщает налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

4. Налогоплательщик обязан в течение десяти рабочих дней со дня вручения ему указанного уведомления направить в налоговый орган истребованное пояснение с приложением документов (заверенных должным образом копий документов), подтверждающих данное пояснение, и соответствующих выписок из регистров налогового учета и (или) бухгалтерского учета.

Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган любые документы, подтверждающие правильность данных налоговой отчетности и бухгалтерской отчетности.

5. При проведении камеральных налоговых проверок налогоплательщиков, заявивших о своем праве на возврат (возмещение) сумм налогов, налоговые органы вправе истребовать в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса, у этих налогоплательщиков объяснения и документы, подтверждающие их право на возврат (возмещение) сумм таких налогов, а именно: выписки банков и (или) платежные поручения, лицензии, сведения об учетной политике, документы, подтверждающие передачу товаров (работ, услуг), книги покупок, книгу продаж, копии бланков векселей, счета-фактуры, документы, удостоверяющие право собственности на имущество, другие документы, подтверждающие право налогоплательщиков на возврат (возмещение) сумм соответствующих налогов".


"Статья 89. Выездная налоговая проверка"
...Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более двух выездных налоговых проверок одного налогоплательщика...

...Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика не может продолжаться более двух месяцев, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Выездная налоговая проверка организации, имеющей обособленные подразделения, и ее обособленных подразделений не может продолжаться более трех месяцев, если иное не предусмотрено настоящей статьей...

...По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по субъекту РФ продолжительность выездной налоговой проверки налогоплательщика может быть увеличена в связи с проведением (завершением проведения) встречных налоговых проверок и (или) экспертизы, но не более чем на два месяца, а продолжительность выездной налоговой проверки обособленного подразделения организации, проводимой независимо от проведения выездной налоговой проверки этой организации,– не более чем на один месяц.

При наличии достаточных оснований, в том числе в связи с проведением (завершением проведения) встречных налоговых проверок и (или) экспертизы, по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, продолжительность выездной налоговой проверки налогоплательщика может быть увеличена, но не более чем на четыре месяца, а продолжительность выездной налоговой проверки налогоплательщика, налоговый контроль за которым осуществляется межрегиональным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов,– не более чем на шесть месяцев.

В исключительных случаях руководителем (замруководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть принято решение о дополнительном увеличении продолжительности выездной налоговой проверки налогоплательщика, но не более чем на четыре месяца.

...Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Выездная налоговая проверка независимо от времени проведения предыдущей выездной налоговой проверки может проводиться в следующих случаях:

1) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;
2) вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего выездную налоговую проверку...

...Повторная выездная налоговая проверка назначается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, либо территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по субъекту РФ, с санкции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по мотивированному представлению соответствующего территориального органа.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика, налоговый контроль за которым осуществляется межрегиональным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, назначается по мотивированному представлению соответствующего межрегионального органа руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с министром финансов РФ.

Не допускается при проведении повторной выездной налоговой проверки включение в состав проверяющих должностных лиц налоговых органов, проводивших выездную налоговую проверку, в отношении которой имеются основания полагать наличие нарушений при ее проведении, а также должностных лиц налогового органа, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) которого проводилась соответствующая проверка".




КоммерсантЪ