03.06.2005

Интернет-магазины эксплуатируют покупателей



Американские покупатели не ведают, что порой вынуждены переплачивать за товар только потому, что интернет-магазины обмениваются информацией об их привычках и склонностях, чтобы выманить у них побольше денег.

Об этом свидетельствуют результаты опроса, опубликованного в среду Центром общественной политики имени Анненберга при Пенсильванском университете.

Интернет-магазины при оформлении покупки выпытывают у потребителей различные подробности, чтобы составить себе представление о том, почему и как часто он приобретает вещи. Цены назначаются в зависимости от сложившегося психологического портрета покупателя.

Розничные сети часто вознаграждают постоянных покупателей более низкими ценами на товары, о чем не догадываются прочие потребители.

Онлайн-магазины опознают покупателей по выбранному при регистрации паролю. Зачастую они просят потребителей сообщить дату рождения и почтовый индекс, пишут авторы исследования под названием "Подвергаясь эксплуатации" ("Open to Exploitation").

Интернет-магазины наблюдают за тем, какие товары ищет тот или иной покупатель и записывают результаты - вплоть до того, что господин N. начал оформлять покупку, но в определенный момент остановился.

"Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство пользующихся интернетом взрослых американцев подвергаются финансовой эксплуатации со стороны розничных торговцев", - пишут исследователи Джозеф Туроу, Лорен Фелдман и Кимберли Мелтцер.

Они предупредили, что данная тенденция может закрепиться, поскольку розничные магазины получают все больше информации о привычках тех или иных покупателей.

"Разница между ценами может расти, поскольку магазины используют информацию, которую покупатели и не думали им предоставлять, для того чтобы сделать подробнейшие выводы об их манере делать покупки", - говорится в исследовании.

Представитель Национальной федерации потребителей Скотт Кругман сказал, что подобные уловки приносят интернет-магазинам неплохие деньги.

"При сегодняшней конкуренции розничные сети будут пытаться сделать все возможное, чтобы удержать верных покупателей. Для постоянных покупателей будут назначены более низкие цены", - сказал он.

Исследование показало, что почти две трети из 1.500 респондентов не знают о том, что онлайн-магазины юридически вправе запрашивать разные цены у разных покупателей. О том, что традиционные магазины также имеют право на это, не знал 71 процент опрошенных. Около двух третей опрошенных ничего не знали также о том, что интернет-магазины вправе сообщать их имена соперникам, обнаружили исследователи.

reuters.ru