03.06.2005

За телерейтингами нужен контроль



Евгений КУЗИН

Участники медиа-рынка - рекламодатели, телеканалы и рекламные агентства - в очередной раз пытаются создать цивилизованный механизм контроля за измерением телевизионных рейтингов. Последняя подобная попытка закончилась расколом "Медиа Комитета", из состава которого осенью 2004 года вышли негосударственные телеканалы, рекламодатели и представители рекламного бизнеса.

Необходимость контроля за точностью измерения телерейтингов диктует постоянный рост емкости рекламного рынка России, который в 2004 году составил около $1.6 млрд., а в 2005 году может вырасти до $2 млрд. Распределяются эти деньги между телеканалами в зависимости от их рейтингов. По словам председателя совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн" Давида Якобашвили, "производители тратят на рекламу большие деньги, и любая ошибка приводит к серьезным потерям, например, погрешность рейтингов на 5% стоит $50 млн.".

В мире за точностью рейтингов следят так называемые индустриальные комитеты, куда входят телеканалы, рекламодатели и рекламные агентства. Создать подобный орган в России пока не удалось. Созданный в 2001 году "Медиа Комитет" не только не смог объединить рынок, но и способствовал его расколу. Первые две попытки провести тендер на право измерять телерейтинги потерпели неудачу. Во время третьего тендера "Медиа Комитет" и вовсе раскололся. После того как компания TNS Gallup Media, действующий измеритель, отказалась участвовать, заподозрив государственные телеканалы в сговоре в пользу основного конкурента - компании AGB Television, рекламодатели и частные каналы СТС, REN TV, MTV, а также Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) вышли из состава партнерства.

Инициаторами третьей попытки объединить рынок выступил прежде всего рекламный бизнес в лице АКАР и ассоциации "Русбренд", которые выступили с предложениями на конференции "Индустриальный контроль за ТВ-измерениями: мировой опыт и перспективы для России". По словам председателя координационного совета АКАР по медиа-исследованиям Ильи Слуцкого, на прошедшей конференции "рекламодатели, в том числе такие крупные, как Coca Cola, Unilever, "Вимм-Билль-Данн", четко сформулировали свою позицию: нужен объединенный индустриальный комитет, который будет контролировать замер телерейтингов". Как рассказал президент НАТ Эдуард Сагалаев, "совместное участие в создании подобной контролирующей организации телеканалов, рекламодателей и агентств поможет установить полное доверие к телевизионным рейтингам, которого в среде вещателей сейчас нет".

Илья Слуцкий считает, что уже через несколько месяцев рынку будут предложены прозрачные механизмы контроля за телерейтингами, созданием которых займется специальная рабочая группа из рекламодателей, вещателей и рекламных агентств.

Финансовые известия