03.06.2005

Слишком много бесплатных "симок". Абоненты приносят сотовым компаниям все меньше дохода



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА, КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

Наружная реклама Вчера мобильный оператор "Вымпелком" обнародовал результаты первого квартала 2005 года по US GAAP. Несмотря на сезонную неблагоприятность, компания увеличила чистую прибыль на 45%. Однако средний счет одного абонента (ARPU), по сравнению с четвертым кварталом прошлого года, упал почти на 20%. А если вспомнить показатели первого квартала 2004 года, то разница достигает 46%. От падения ARPU страдают и главные конкуренты "Вымпелкома". Аналитики объясняют это непродуманной маркетинговой политикой операторов, а именно последствием праздничной раздачи бесплатных sim-карт.

Чистая прибыль оператора за один квартал выросла с $83,7 млн до $109,7 млн, а выручка составила $640 млн (по сравнению с $635,7 в четвертом квартале). Однако средний доход на одного абонента упал за год с $10,9 до $7,3, а ARPU новых абонентов вообще не поднимается выше $6. "Из-за праздничных акций в декабре прирост "некачественных" абонентов гораздо выше, чем в другие месяцы,- заявил исполнительный вице-президент "Вымпелкома" Николай Прянишников,- однако снижение среднего счета на одного абонента мы объясняем притоком абонентов из регионов, где люди платят меньше". Число региональных абонентов выросло за квартал на 17,8%, в то время как в московской лицензионной зоне этот показатель вдвое меньше - 8,6%. Правда, аналитики все-таки склонны объяснять снижение ARPU не столько этим, сколько особенностями праздничной политики операторов: уменьшение дохода с одного абонента - болезнь не только "Вымпелкома". Его основной конкурент МТС за квартал потерял в ARPU около 20%. В МТС признаются, что серьезное снижение ARPU - следствие рекламных акций. "Перед Новым годом абоненты получили много бонусных минут",- говорит директор МТС по связям с общественностью Павел Нефедов. По его словам, в этом году МТС собирается бороться за лояльность тех абонентов, которые получили бонусные "симки". Правда, повторять "праздничные" ошибки, по признанию Нефедова, компания не будет.
Николай Прянишников откровенно заявляет, что "Вымпелком" переориентируется на более платежеспособных абонентов: "Мы видим возможность роста за счет улучшения качества абонентской базы". По его мнению, спасти ARPU смогут новые допуслуги для корпоративных клиентов. В МТС эти заявления называют декларативными, считая, что развитие массового направления никак не мешает корпоративному. Третий сотовый оператор "Мегафон" пока не опубликовал результаты первого квартала. "Мы ожидаем небольшого снижения ARPU, и оно обусловлено сезонным фактором общего январского понижения,- сообщил "Бизнесу" директор по связям с общественностью "Мегафона" Андрей Климов,- мы не раздавали бесплатные sim-карты, поэтому не ждем такого эффекта, как у конкурентов". Судя по всему, абонентам стоит ждать изменения стратегии операторов. Об этом свидетельствует запуск сервисов, предназначенных для платежеспособных абонентов, например, "Хамелеон", "Мобильная почта", "Мобильный бюджет" от "Вымпелкома" и Blackberry и i-mode от МТС.

Деловая газета "Бизнес"