06.06.2005

"Русснефти" не хватает только завода. В России стало на одну вертикально интегрированную компанию больше



ДМИТРИЙ КОПТЕВ


Русснефти Нефтяная компания "Русснефть" продолжает наращивать мускулы. Открытый на днях крупный нефтеналивной терминал в Брянской области обеспечил компании относительную независимость от "Транснефти". В планах компании - дальнейшее увеличение добычи и приобретение нефтеперерабатывающего завода. Это превратит "Русснефть" в полностью вертикально интегрированную компанию (ВИНК).

"Мы знаем, как, не нарушая закон и оставаясь в рамках ведения бизнеса, приобретать новые активы",- заявил журналистам на церемонии открытия первого нефтеналивного терминала НК "Русснефть" президент компании Михаил Гуцериев. Именно это знание помогло ему за два года превратить мелкое нефтедобывающее предприятие в компанию с оборотом $3 млрд и добычей 1,2 млн т нефти в месяц.
Но довольствоваться достигнутым Михаил Гуцериев не намерен. В ближайшее время скупка добывающих активов продолжится, заявил он. Кроме того, "Русснефть" продолжит вкладывать деньги и в разработку уже имеющихся месторождений. Обойдется это недешево - инвестиционная программа компании на 2005 год составляет $260 млн. Однако цель - увеличение добычи до 1,6 млн т к концу 2005 года - по мнению руководства компании, полностью оправдывает вложенные средства.
От превращения в полноценную ВИНК "Русснефть" отделяет только одно - отсутствие собственной переработки. При этом сеть заправок у "Русснефти" уже есть - в начале года компания приобрела одну из крупнейших московских сетей АЗС "Гранд". Сейчас АЗС "Русснефти" снабжаются нефтепродуктами, произведенными из нефти компании на принадлежащем ЮКОСу Сызранском НПЗ. После продажи "Юганскнефтегаза" у завода возникли трудности с сырьем, поэтому предложение "Русснефти" поставлять для процессинга до 3 млн т в год было принято с энтузиазмом. Правда, сейчас компания перерабатывает в Сызрани всего 100-150 тыс. т нефти в месяц - ровно столько, чтобы хватило для обеспечения заправок. Все остальное сырье идет на экспорт.
До недавнего времени экспорт ограничивали выделенные "Транснефтью" квоты. Компании позволялось вывезти по трубе только 33% добытой нефти. Еще около 10% шло по железной дороге. Теперь, после ввода в строй своего первого терминала, "Русснефть" может забыть об этих проблемах. Сейчас терминал рассчитан на 5 млн т в год, в перспективе его мощность может быть увеличена до 7 млн т. А удачное расположение - на границе с Белоруссией - уменьшает транспортные расходы.
Правда, за время строительства терминала ситуация несколько изменилась. В частности, внутренняя цена нефти выросла настолько, что иногда сырье выгоднее продать в России, а не за рубежом. Кроме того, Михаил Гуцериев твердо намерен преодолеть последний рубеж, отделяющий "Русснефть" от вертикальной интеграции. Для этого рассматривается возможность приобретения или даже строительства НПЗ. Какой путь будет выбран, руководство компании говорить отказывается. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Большинство действующих НПЗ сильно устарели и нуждаются в реконструкции, которая, возможно, обойдется дороже нового строительства. С другой стороны, "Русснефть" уже закрепилась на Сызранском НПЗ, который может быть вскоре выставлен на продажу в рамках дела ЮКОСа. Так или иначе, переработка у "Русснефти" появится не позже чем через два года, твердо пообещал Михаил Гуцериев. Скорее, даже раньше.
Новому терминалу простой после увеличения объемов переработки "Русснефти" тоже не грозит. Свободные мощности могут быть предоставлены компаниям, которые сейчас не имеют доступа к экспортной трубе, заявил Гуцериев. Первыми претендентами могут стать малые компании, входящие в ассоциацию "Ассонефть". Правда, в "Ассонефти" пока затрудняются комментировать это предположение. Однако, учитывая, что малые нефтедобытчики постоянно жалуются на невозможность экспорта своей нефти, инициатива "Русснефти" будет для них как минимум интересной.

Деловая газета "Бизнес"