07.06.2005

Продавцов сигарет отправили за 100 метров. Сегодня вступают в силу поправки в закон "Об ограничении курения табака"



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Сегодня вступают в силу поправки в закон "Об ограничении курения табака", согласно которым запрещается продажа сигарет ближе 100 метров от образовательных учреждений. Участники рынка уже предвидят проблемы: нечеткие формулировки закона создают почву для коррупции, дистрибуторы опасаются роста затрат на логистику, ритейлеры готовятся подсчитывать убытки.
Сегодня вступают в силу принятые в конце 2004 года поправки в закон "Об ограничении курения табака", запрещающие розничную продажу табачных изделий в организациях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных организациях, а также на территориях и в помещениях образовательных учреждений. Кроме того, закон запрещает продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от территорий образовательных учреждений.
Чиновники объясняют ограничения борьбой с детским курением. Однако, по мнению участников рынка, поправки составлены так неконкретно, что эту проблему не решат, зато породят другую - они создают дополнительные возможности для коррупции. "Непонятно, например, как считать 100 метров - от забора или от самого здания",- говорит директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Владимир Аксенов. Другим спорным вопросом задается президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков: "Какие именно учреждения будут считаться образовательными? Под эту категорию могут попадать как университеты, так и автошколы, а также курсы кройки и шитья". А один из ритейлеров в разговоре с корреспондентом "Бизнеса" не исключил, что поправки создадут условия и для развития недобросовестной конкуренции: "Конкурент может открыть около моего магазина какие-нибудь курсы иностранных языков, мне запретят торговать сигаретами, и покупатели уйдут к нему".
Наиболее серьезно введенные ограничения скажутся на табачных дистрибуторах, которым придется пересматривать все зоны покрытия и перекраивать маршруты. "Это ограничение на руку производителям и распространителям контрафакта,- считает топ-менеджер одной из дистрибуторских компаний.- Официальные оптовые фирмы не смогут поставлять сигареты в точки в 100-метровой зоне. Этим займутся "серые" игроки". К тому же, добавляет он, ларьки и бабушки запросто могут переместиться на несколько десятков метров подальше от школ.
Поправки отразятся и на цивилизованной торговле, считают участники рынка. "Сетевой ритейл сейчас очень дорожит своим именем и никогда не продает сигареты несовершеннолетним. Однако если магазин расположен рядом с учебным заведением, он вовсе лишается права торговать сигаретами",- сетует Зуйков. С ним согласен гендиректор сети "Копейка" Сергей Ломакин: "Чиновники ввели очередное ограничение, не удосужившись спросить ничьего мнения. Нам остается лишь подчиняться закону и выводить сигареты из ассортимента части магазинов".
Впрочем, PR-директор холдинга "Марта" (сети Billa и "Гроссмарт") Евгений Сухарников надеется, что ограничения все же не распространятся на супермаркеты. "Каждый магазин имеет достаточно обширные прилегающие территории и не находится в непосредственной близости к детским площадкам, школам и образовательным учреждениям. К тому же сигареты продаются в прикассовой зоне, добраться до которой можно, лишь пройдя торговый зал". В любом случае, говорит он, эта категория товаров не является самой прибыльной и не сможет пошатнуть продажи сетевиков. "Сигареты действительно занимают около 1% наших продаж. Но на рынке сейчас совсем не та ситуация, чтобы разбрасываться даже такой выручкой",- не согласен Ломакин.


Деловая газета "Бизнес"