14.06.2005

Дистрибуторы вступились за розницу. "Грандтабак" просит переписать закон "Об ограничении курения табака"



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК


Как стало известно "Бизнесу", ассоциация табачных дистрибуторов "Грандтабак" направила сразу четыре письма в Госдуму с просьбой пересмотреть решение, запретившее продажу сигарет на расстоянии 100 метров от образовательных учреждений. Оптовики опасаются, что решение Думы приведет к недобросовестной конкуренции в рознице и росту объемов контрафакта.
В конце 2004 года Госдума приняла поправки в закон "Об ограничении курения табака", запрещающие розничную продажу табачных изделий внутри и на расстоянии менее 100 метров от территорий образовательных учреждений. 7 июня поправки вступили в силу. Участники рынка опасаются, что нововведение лишь усилит коррупцию на рынке (об этом "Бизнес" подробно писал 7 июня 2005 года).
Как стало известно "Бизнесу", ассоциация табачных дистрибуторов "Грандтабак" направила председателю Госдумы РФ Борису Грызлову, вице-спикеру Госдумы РФ Любови Слиске, вице-премьеру Александру Жукову и руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя Геннадию Онищенко письма с просьбой пересмотреть поправки.
Табачники сомневаются, что, ограничивая продажу сигарет лишь в близких к школам и институтам торговых точках, чиновники в действительности ограничивают продажу табачных изделий подросткам на рынке: 100 метров не решат проблемы. Во-вторых, дистрибуторы полагают, что это разделение приведет к усилению недобросовестной конкуренции, ведь ограничения сильнее скажутся на стационарных магазинах, а мобильные ларьки и палатки могут с легкостью переместиться от школ на несколько метров дальше.
В силу того, что основными торговцами сигаретами станут мобильные ларьки, контролировать ассортимент которых очень сложно, в рознице увеличится количество контрафактных сигарет. Наконец, табачники указывают на то, что новые нормы будет невозможно выполнить в небольших городах, где вся инфраструктура (в том числе школы и магазины) сосредоточена в центре.
Президент "Грандтабака" Сергей Шелехов отмечает еще и тот факт, что введение этих поправок совпало с рассмотрением в Госдуме законопроекта об отмене лицензирования табачной продукции. "Ограничивая цивилизованную торговлю и одновременно развязывая руки нелегальным производителям, чиновники рискуют наполнить рынок контрафактом",- сетует Шелехов.
Участники рынка поддерживают инициативу дистрибуторов. Они указывают и на другие сложности, которые могут возникнуть уже сейчас. "У нас и без того имеются законы, запрещающие реализовывать табачную продукцию лицам моложе 18 лет. Ответственность за неисполнение этих правил устанавливается Кодексом об административных правонарушениях, а именно статьей 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров". Почему бы просто не следить за исполнением имеющегося законодательства, не выдумывая новые правила?" - удивляется менеджер по правовым и корпоративным вопросам "Imperial Tobacco Россия" Александр Таначев. Даже если передвинуть все торговые точки на предлагаемые 100 метров от образовательных учреждений, все декларируемые цели борьбы с подростковым курением будут профанацией, ведь правила торговли все равно не будут соблюдаться, уверен Таначев.
С ним соглашается и управляющий по связям с общественностью JTI Андрей Ерин, называя инициативу изначально противоречивой. "Вспомним установки нынешнего закона "О рекламе", по которым реклама алкогольных и табачных продуктов не может распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них. Опыт показывает, что постоянно возникают сложности с подсчетом метража. Такие же проблемы могут возникнуть и с торговыми точками",- уверен Ерин.
А директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Владимир Аксенов считает наиболее логичным, как и на пивном рынке, отдать функции контроля за продажами сигарет муниципальным властям: "Они знают каждую торговую точку".


Деловая газета "Бизнес"