16.06.2005

BenQ вместо Siemens. Потребители могут не узнать привычные мобильные телефоны



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
НИКОЛАЙ ДИЦМАН


Siemens может перестать быть маркой сотовых телефонов уже в сентябре этого года. Китайский BenQ, купивший мобильное подразделение немецкого концерна, решил продавать телефоны либо под одноименной, либо под "двойной" маркой. Российские продавцы сотовых телефонов сомневаются в оправданности этого шага.
Напомним, сделка по покупке китайским производителем цифровых камер, сканеров и жидкокристаллических панелей мобильного подразделения Siemens должна быть закрыта к середине сентября. Причина - хроническая убыточность этого направления немецкой компании.
На момент сделки BenQ занимал около 0,1% мирового рынка сотовых телефонов, Siemens принадлежало 5,5%. Аналитики предполагали, что новый владелец будет использовать брэнд Siemens в Европе и Южной Америке, BenQ - в Азии и Северной Америке.
Однако китайцы решили по-другому. Как сообщил журналу Focus глава BenQ Ли Куен-Яу, мобильные телефоны под логотипом Siemens будут продаваться лишь до конца сентября. "С октября мы будем продавать нашу новую продукцию либо под двойным логотипом, либо под логотипом BenQ",- уточнил Куен-Яу.
Гендиректор маркетингового агентства Brandinsider Петер Литтманн в интервью Financial Times называл принятое BenQ решение "последовательным": "Хотя Siemens имеет огромную известность, его опыт в производстве мобильных телефонов нельзя назвать историей успеха. Поэтому логично провести быструю и радикальную смену брэнда". Напомним, рыночная доля Siemens в последние годы неуклонно снижалась.
Аналогичная ситуация и в России. По данным аналитического агентства IDC, в 2003 году Siemens занимал около 30% российского рынка мобильных телефонов, в 2004-м - уже 21%. В I квартале 2005-го, по данным Mobile Research Group, доля Siemens составила 16,9% (четвертое место после Motorola, Nokia и Samsung). "К сожалению, в последние полгода продажи телефонов марки Siemens заметно снизились - на сегодняшний день их доля в розничном обороте DIXIS не превышает 14%",- отмечает руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. Она рассчитывает, что BenQ привнесет в телефоны этой марки "современный дизайн и передовые технологии".
Брэнд Siemens - очень сильный актив, с высоким уровнем знания и лояльности, а BenQ известен у нас только очень ограниченному кругу потребителей, констатирует PR-менеджер "Техмаркета" Оксана Хрусталь. По ее мнению, "сворачивать" брэнд Siemens было бы крайне неразумно. "Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что через некоторое время просто появится марка BenQ-Siemens",- предполагает Хрусталь.
Лояльность к Siemens является одной из самых высоких, особенно в регионах, соглашается управляющий партнер группы Divizion Павел Караулов: "Стратегически верным шагом могло бы стать сохранение брэнда Siemens в новых телефонах Siemens-BenQ. Успешным примером такого опыта является сотрудничество Sony-Ericsson". Если в телефонах сохранится только брэнд BenQ, произойдет единовременное падение продаж, тогда компании практически с нуля придется "разгонять" свою марку, а это потребует значительных инвестиций и увеличения рекламно-маркетинговых бюджетов, предупреждает Караулов.
Пресс-секретарь сети салонов "Связной" Анна Свердлова настроена более оптимистично. "В России народ всегда очень любил Siemens, и мы будем продавать эти телефоны, будь они под брэндом BenQ, под брэндом Siemens или под брэндом BenQ-Siemens",- обещает она.



Деловая газета "Бизнес"