20.06.2005

Легковой ЗИЛ заменит "Оку"



РОМАН ГУЛЯЕВ

Через два года ЗИЛ планирует пополнить число отечественных производителей легковых автомобилей. Как стало известно "Бизнесу", завод по заданию мэра Москвы готовится выпустить небольшой автомобиль класса А. Это будет не российская разработка, а адаптированная модель китайского или корейского производителя. Эксперты сомневаются в успехе проекта, хотя емкость рынка таких машин достаточно велика.
Как заявил на годовом собрании акционеров АМО ЗИЛ генеральный директор Константин Лаптев, завод прорабатывает возможность выпуска микролитражных автомобилей. Сейчас микроавтомобили в России под брэндом "Ока" производят два завода - ЗМА в Набережных Челнах и СеАЗ в Серпухове. Оба они недавно сменили хозяев: КамАЗ продал ЗМА "Северсталь-Авто", а СеАЗ у АвтоВАЗа купила компания "Автоком". В планах новых хозяев - снижать производство "Оки". "В 2008 году эту машину и вовсе придется снять с производства из-за ее несоответствия нормам",- заметил генеральный менеджер группы "Рольф" Валерий Тараканов.
Как сообщил "Интерфакс", возможно, на конвейер ЗИЛа встанет "Ока-2" - представленная два года назад разработка АвтоВАЗа. Однако директор по маркетингу торгового дома ЗИЛ Виктор Новоченко опроверг эту информацию, заметив в разговоре с "Бизнесом", что ЗИЛ начал переговоры с рядом азиатских автопроизводителей из Южной Кореи и Китая по сборке малолитражки их разработки в Москве.
"При переносе производства китайских машин в Россию теряется их главное преимущество - дешевая рабочая сила и наличие производства автокомпонентов",- замечает в связи с этим Тараканов. Что касается корейских производителей, то, "вероятно, сюда можно перенести сборку предыдущего поколения Daewoo Matiz, если договориться с GM-DAT",- полагает эксперт.
По словам Новоченко, еще не определена ни форма участия азиатских компаний (сборочное производство из машинокомплектов, сборка с использованием местных комплектующих, совместное предприятие), ни источники его финансирования. "Вопрос инвестиций - главный в этом проекте,- считает Тараканов.- ЗИЛ и правительство Москвы могут внести в капитал предполагаемого СП только здание и инфраструктуру, как это было с "Автофрамосом"". По его оценкам, инвестиции в такой проект могут составить $150 млн, а рентабельным такой проект может быть при мощности не менее 50 тыс. машин в год. Впрочем, такие объемы вполне реальны: Тараканов оценивает емкость российского рынка современных и недорогих (до $5 тыс.) малолитражек в 100 тыс. машин в год.
По словам Новоченко, первые малолитражки ЗИЛ могут сойти с конвейера уже в конце 2007 года.


Деловая газета "Бизнес"