20.06.2005

Стенька Разин меняет подданство. Heineken продолжает скупку активов в России



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Как стало известно "Бизнесу", уже до конца этого месяца под контроль голландской компании может перейти один из лидеров петербургского рынка - комбинат "Степан Разин". Эксперты оценивают компанию в $140-170 млн и считают, что сделка поможет Heineken серьезно усилить позиции в Санкт-Петербурге.
"Степан Разин" - один из последних крупных независимых производителей пива в европейской части России. Компания традиционно занимает серьезные позиции на петербургском рынке: по данным "Бизнес Аналитики", она контролирует 18,8% в стоимостном выражении. Доля "Степана Разина" по России не превышает 2%.
Впервые о продаже комбината на рынке заговорили около недели назад. Тогда петербургская компания продала свой череповецкий завод мощностью 3 млн дал за $11 млн компании "Брейн инвест" (разливает на заводе "Степан Разин" пиво под маркой "СССР").
Как рассказал "Бизнесу" знакомый с ситуацией источник, несколько недель назад акционеры "Степана Разина" обратились в инвестиционные компании "Тройка Диалог", "Атон" и "Финам" для поиска покупателя комбината. В качестве потенциальных покупателей фигурировали "Балтика", Sun Interbrew и Heineken. Представители этих компаний отказались комментировать факт ведения переговоров с владельцами "Степана Разина".
В пятницу источник, близкий к акционерам "Степана Разина", сообщил "Бизнесу", что владельцы комбината достигли принципиальной договоренности о продаже предприятия голландской компании Heineken. По его сведениям, сделка может быть закрыта до конца июня.
О переговорах Heineken и "Степана Разина" слышали еще несколько пивоваров и дистрибуторов.
Президент российского отделения Heineken Роланд Пирмез отказался от комментариев. Совладелец "Степана Разина" Григорий Щербаковский говорит, что "слухи о продаже компании сильно преувеличены". Однако опровергать факт ведения переговоров с Heineken он не стал.
Аналитик "Атона" Алексей Языков оценивает "Степана Разина" в $140 млн, руководитель аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова - в $150-170 млн.
Напомним, в августе 2004 года руководство Heineken объявило о том, что менеджеры компании "смогут немного расслабиться" лишь тогда, когда ее доля на рынке составит не менее 10%. За прошлый год Heineken приобрела три завода: башкирский "Шихан", нижегородский "Волга" и новосибирский "Собол Бир". В начале мая этого года компания объявила о покупке екатеринбургского пивзавода "Патра" у "Альфы-Эко". Компании сумму сделки не раскрывали, однако эксперты оценили ее в $50-60 млн.
В первом квартале 2005 года с учетом "Патры" голландцы контролировали 8,9% российского рынка. С покупкой "Степана Разина" Heineken сможет занять в России почти 11% рынка, выполнив таким образом задание руководства.
Участники рынка отмечают, что с покупкой "Степана Разина" Heineken сможет усилить позиции в Северо-Западном регионе. "Рынок Санкт-Петербурга большой, там высокое потребление пива. Имея два сильных брэнда ("Степан Разин" и "Бочкарев".- "Бизнес"), Heineken сможет серьезно усилить свое положение в этом регионе",- говорит директор по продажам МПБК "Очаково" Вячеслав Меркулов. По данным "Бизнес Аналитики", в первом квартале 2005 года Heineken контролировала 15% петербургского рынка в стоимостном выражении.
"Несмотря на то, что "Степан Разин" слабо представлен на федеральном уровне, компания имеет сильную дистрибуцию по Санкт-Петербургу, что позволит подтянуть продажи остальных брэндов Heineken",- прогнозирует руководитель пресс-службы "Балтики" Алексей Кедрин. Наталья Одинцова считает, что покупка "Степана Разина" поможет Heineken усилить портфель своих брэндов. "Комбинат производит дешевое пиво, Heineken в этом сегменте пока не представлен",- отмечает аналитик.


Деловая газета "Бизнес"