20.06.2005

Европейцы разошлись по-английски



Первый саммит Евросоюза после референдумов во Франции и Нидерландах закончился провалом. Лидеры ЕС два дня спорили о судьбе европейской конституции и пытались поделить деньги из европейского бюджета, но не пришли к единому мнению. Страсти накалились настолько, что британский премьер Тони Блэр и президент Франции Жак Ширак обвинили друг друга в попытках развалить ЕС. В ночь на субботу европейские лидеры разъехались, вконец разругавшись и не решив ни одного стоявшего в повестке дня вопроса. "Тут кто-то говорит, что Европа переживает кризис. Это не так. Европа переживает ужасный кризис" – так премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер подвел неутешительные итоги саммита ЕС, на котором ему довелось быть председателем. В ходе саммита лидерам европейских стран предстояло объяснить, почему референдум о принятии евроконституции провалился в двух флагманах евроинтеграции – во Франции и Нидерландах, и решить, что делать дальше. Во время открытия саммита в четверг все взгляды были прикованы к президенту Франции Жаку Шираку – именно его многие считали главным виновником провала референдума. Однако мсье Ширак в ответ на укоризненные взгляды коллег невозмутимо улыбался.

Как только началось обсуждение, председатель еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу поспешил напомнить собравшимся, с каким трудом удалось согласовать нынешний текст конституции, и с напором произнес: "Документ лучше этого все равно никто не напишет". Однако тотчас выяснилось, что точка зрения господина Баррозу близка далеко не всем – даже в его родной Португалии. Представители Португалии, Дании и Швеции заявили, что вслед за Великобританией решили повременить с вынесением конституции на референдум. Несмотря на все старания господ Юнкера и Баррозу, которые бросились разъяснять отступникам, почему Евросоюзу так важно поскорей ратифицировать конституцию, вопрос остался открытым.

Не сумев договориться о судьбах конституции, европейские политики стали обсуждать еще более острую тему – бюджет ЕС на 2007-2013 годы. Тут, как выяснилось буквально спустя несколько часов после начала дебатов, в тупик их завел вопрос о бюджетных льготах Великобритании (Ъ подробно писал об этом 16 июня). Тони Блэру предложили отказаться от льгот в пользу других стран–членов ЕС. "С какой это стати мы должны спонсировать французских фермеров?" – возмутился мистер Блэр и заблокировал принятие бюджета ЕС. Нидерланды, Швеция, Финляндия и Испания также решили, что слишком много отдают в бюджет ЕС, и поддержали позицию Великобритании.

После этого все поняли, что саммит окончательно провалился. Неожиданно европейские политики, казалось, позабыли общие интересы, и каждый начал тянуть одеяло на себя. Первым в атаку пошел Жак Ширак, которому не терпелось взять реванш за свое унижение на референдуме. Он начал рассказывать собравшимся, что у единой Европы есть всего одна проблема – и это вовсе не итоги французского референдума, а злостные выходки британцев "и примкнувших к ним Нидерландов", которые мешают Европе построить светлое будущее. "Просто некоторые здесь еще недостаточно воспитаны по-европейски",– поведал лидерам ЕС президент Франции, недвусмысленно намекая на Тони Блэра. В самой Франции дипломатический почин своего президента оценили весьма скептически, а его дуэль с британским премьером тотчас начали сравнивать с поражением в битве при Ватерлоо в 1815 году, когда очередная попытка Франции установить господство над Европой потерпела неудачу. К тому же, язвили французские обозреватели, "хромой утке" (так принято называть действующего политика, утратившего доверие общества) Шираку далеко до великого Наполеона.

Между тем президент Франции все же нашел благодарных слушателей. Вняв его словам, польский премьер Марек Белка и ряд восточноевропейских лидеров заявили о готовности отказаться от части дотаций ЕС. Весь их вид будто говорил: "Мы-то настоящие европейцы". В ответ Жак Ширак патетически воскликнул: "Эти беднейшие страны предлагают нам жертвы. Да разве так можно?!" Вскоре недавние противники франко-германской гегемонии в ЕС вместе с президентом Франции и канцлером ФРГ Герхардом Шредером наперебой говорили о необходимости бороться с британским эгоцентризмом. Рвение новых членов ЕС вполне можно понять: дележ британского пирога с лихвой окупил бы любые жертвы.

Сам Тони Блэр в субботу собрал отдельную пресс-конференцию. "Я не дам никому говорить, что есть только одно представление о том, какой должна быть Европа",– заявил британский лидер. Он потребовал пересмотреть конституцию ЕС, чтобы подорвать франко-германскую гегемонию. Не желая быть козлом отпущения, по вине которого сорвался исторический саммит, мистер Блэр намекнул, что сам помирит всех после 1 июля, когда Великобритания начнет председательствовать в ЕС. Он пообещал, что 23 июня изложит европарламенту свою программу выхода из кризиса. Правда, в минувшую субботу европейские лидеры высказали друг другу столько, что вряд ли скоро смогут вести конструктивный диалог. Даже убежденный сторонник евроинтеграции Жан-Клод Юнкер заявил, что 23 июня – национальный праздник Люксембурга, а потому доклад мистера Блэра о судьбах единой Европы он слушать не намерен.

АЛЕКСАНДР Ъ-ГАБУЕВ, ТИМ Ъ-ЦЮВЕРИНК

КоммерсантЪ