21.06.2005

Люди против ЕЭП



ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Если бы судьба ключевых положений Единого экономического пространства (ЕЭП), в которое входят Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан, решалась на референдуме, то эта организация потерпела бы сокрушительное поражение. Как следует из проведенного ВЦИОМ совместно с социологическими центрами других стран ЕЭП исследования, граждане стран ЕЭП противятся притоку товаров и инвестиций из других стран-участниц. Нежелание открывать свои рынки соседям объясняется заботой о развитии национального бизнеса.

Только 26% опрошенных россиян знают о такой организации, как ЕЭП. Для сравнения: на Украине о ней информировано 40% респондентов, в Казахстане и Белоруссии - чуть больше 30%. Опрос показал, что подавляющее большинство их жителей положительно относятся к экономической интеграции и приветствуют приход на местные рынки товаров из других стран ЕЭП. Возражают только 11-22% респондентов в зависимости от страны.
Однако желание расширить товарное предложение на своих рынках вступает в противоречие с заботой об интересах отечественных производителей: больше половины опрошенных россиян (52%) выступили за ограничение ввоза в страну импортных товаров. Чуть меньше притоком товаров обеспокоены жители Казахстана - 47%, далее следуют Украина (44%) и Белоруссия (38%).
Еще большее число респондентов пугает перспектива приобретения предпринимателями и компаниями из стран ЕЭП собственности в их государствах. Отрицательно к этому относится 71% опрошенных россиян, в других странах насчитывается чуть больше 60% противников такого вмешательства. Однако, когда речь заходит о покупке земли и предприятий в странах ЕЭП отечественными компаниями, положительные оценки преобладают. В России 50% опрошенных позитивно воспринимают такую возможность, около 60% - в Белоруссии и Казахстане и только жители Украины в минимальной степени (39%) поддерживают экспорт национального капитала.
Также население противится приходу иностранных финансовых институтов, способных кредитовать предприятия и инвестировать средства в экономику страны. Меньше всего респондентов, одобривших такую возможность, оказалось в России - 43%, а больше всего - в Казахстане (70%).
"Это исследование показало, что граждане небезразлично относятся к бизнесу своей страны, отстаивая интересы как товаропроизводителей, так и финансовых институтов,- пояснил глава ВЦИОМ Валерий Федоров.- Россияне больше всех остальных противятся абсолютной свободе в торговле". Создание зоны свободной торговли действительно может негативно сказаться на некоторых российских отраслях. "Например, наибольшая угроза исходит от Украины в виде импорта кондитерских изделий, а также эгоизма Украины в отношении тарифов на энергоресурсы",- говорит Валерий Федоров.
Правда, по его словам, патриотизм во многом продиктован и личным интересом. "Например, боязнь покупки собственности у себя в стране вызвана возможной сменой владельца предприятия, на котором работает сам респондент. Угроза того, что сменится профиль работы предприятия, последуют сокращения штатов - все это порождает негатив у населения",- говорит Федоров.
Если в отношении притока товаров и инвестиций мнения всех респондентов примерно одинаковы, то такой аспект экономической интеграции, как открытость рынка труда, воспринимается участниками ЕЭП по-разному. Так, 55% опрошенных россиян выступили против въезда в страну работников из стран ЕЭП, негативно к этому вопросу относятся и жители Белоруссии (45%). А вот на Украине и в Казахстане, наоборот, больше сторонников притока "чужой рабочей силы" (47% и 55% соответственно).
О нежелании россиян обмениваться кадрами со странами ЕЭП говорит и тот факт, что сами они не спешат работать у соседей: 65% выступили категорически против трудовой миграции своих соотечественников. Зато больше 70% белорусов хотели бы найти работу в странах ЕЭП. "В числе основных факторов, сдерживающих трудовую миграцию,- отсутствие опыта работы россиян в других странах,- констатирует директор исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин.- Например, только 4% опрошенных респондентов выезжали на работу в страны ЕЭП за последние пять-шесть лет, в Белоруссии этот показатель составляет 34%".

Деловая газета "Бизнес"