22.06.2005

Lada получит автомат и подушку. В России появится новый завод автокомплектующих



РОМАН ГУЛЯЕВ


В ближайшее время в России может начаться выпуск тех автокомпонентов, которыми до сих пор не оснащались отечественные автомобили. Мэрия Калининграда объявила о приходе инвестора и строительстве завода по производству автоматических коробок передач, а в Самарской области появился завод по производству рулей с подушками безопасности.
Как сообщает "Интерфакс", московская компания, название которой не разглашается, намерена построить в Калининграде завод по производству автоматических коробок передач (АКП). По сообщению представителя калининградской мэрии, на заводе будут собираться коробки трех типоразмерных рядов (для легковых автомобилей, легких коммерческих и тяжелых грузовиков и автобусов), в которых заинтересованы, в частности, ВАЗ, ГАЗ, ПАЗ, а также зарубежные Ford и Kia. Опрошенные "Бизнесом" источники в автомобильной отрасли не смогли предположить, какая компания объявила об этих намерениях. По словам генерального директора агентства "Автоконсалт" Виктора Новоченко, заявленная мощность на первом этапе (70 тыс. АКП в год) означает, что в Калининграде будет развернуто сборочное производство КПП. "С учетом неопределенности статуса Калининградской области после присоединения к ВТО вряд ли кто-либо будет серьезно инвестировать в этот регион. А для сборки 70 тыс. коробок инвестиции будут минимальными",- заметил он. Впрочем, в мэрии Калининграда заметили, что этот проект попадет под действие нового закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", который может быть принят в этом году. Он предусматривает налоговые преференции для тех компаний, которые инвестируют в регион не менее 150 млн руб. Возможно, такой суммы инвестиций можно будет достичь с вводом литейного цеха и планируемым выходом на 260 тыс. АКП в год, что, по словам экспертов, соответствует запросам российского автомобильного рынка.
Новоченко предположил, что завод может быть построен совместно с одним из мировых производителей коробок передач. Лидером на этом рынке является немецкая компания ZF, которая также вела переговоры с АвтоВАЗом по поводу строительства завода по производству АКП в Тольятти. Впрочем, как сообщил "Бизнесу" менеджер по связям с деловыми СМИ ZF Friedrichshafen AG Мартин Демель, единственный проект компании в России - это сотрудничество с КамАЗом. "Переговоры с АвтоВАЗом ZF в данный момент не ведет, в калининградском проекте никак не участвует, и какие-либо новые проекты в России также не планируются",- сказал он. В АвтоВАЗе "Бизнесу" также затруднились сказать, на какой стадии сейчас находятся переговоры с ZF.
По словам представителя АвтоВАЗа, сегодня на автомобильном рынке наблюдается повышение спроса на автомобили с АКП. "Но в массовом порядке выпуск таких машин на нашем заводе невозможен, так как это негативно скажется на цене машин",- заметил собеседник "Бизнеса". Впрочем, ранее представители тольяттинского завода говорили, что рассматривают возможность сборки автомобилей с АКП мелкосерийными партиями. По мнению Новоченко, стоимость автоматической коробки с калининградского предприятия с учетом экономии на ввозных пошлинах может оказаться несущественно дороже традиционной коробки АвтоВАЗа. "Но в розницу автомобиль с АКП, естественно, будет дороже - это уже маркетинговые ходы",- заметил эксперт.
В то же время в Октябрьске Самарской области введено в эксплуатацию совместное предприятие по производству рулей с подушками безопасности. Общая стоимость проекта, построенного на средства инвесторов Autocomponent Engineering (Италия) и ОАО "Пластик" (входит в группу СОК), составляет 10 млн евро, срок окупаемости завода - три-четыре года. По данным Минэкономразвития Самарской области, этими рулями планируется оснащать автомобили Lada Kalina и продукцию компании GM-АвтоВАЗ. Мощность завода - 220 тыс. рулей в год, что сопоставимо с перспективным планом производства "Калины"
На АвтоВАЗе заметили, что действительно в комплектации Kalina будет подушка безопасности водителя, но о сроках внедрения этой опции сказать затруднились. Впрочем, в информационном меморандуме, посвященном размещению третьего облигационного займа АвтоВАЗа, замечено, что в базовую комплектацию Kalina "будет входить подушка безопасности" - сейчас автомобили производятся без нее.
По словам Новоченко, появление такого предприятия выгодно, прежде всего, именно АвтоВАЗу и СП, в котором он принимает участие: "Альтернатива у завода была одна - закупать подушки безопасности за рубежом и при этом платить пошлину". По его мнению, оснащение автомобиля рулем с подушкой российского производства повышает его стоимость максимум на $200. В то же время представители АвтоВАЗа оценивали повышение цены на машину с этой опцией в $400-500.


Деловая газета "Бизнес"