22.06.2005

Строительные рынки уходят под крышу. К 2010 году крупные строительные рынки превратятся в торговые комплексы



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА

Крупные столичные рынки по продаже строительных материалов меняют формат. К 2010 году они должны превратиться в цивилизованные торговые центры. Таким образом их владельцы собираются противостоять натиску гипермаркетов и специализированных магазинов.

По данным "Каширского двора" (крупнейший рынок стройматериалов в Москве), в 2003 году объем столичного рынка строительных и отделочных материалов составил $2-2,5 млрд. 70% этой суммы приходилось на рынки и торговые комплексы. Агентство "Эксперт РА" прогнозирует скорое насыщение рынка: в 2004 году рынок вырос на 15%, в 2005 году прогнозируется рост всего на 1-2%. Началась эра конкуренции, констатирует аналитик агентства Александр Воронин.
Главные конкуренты рынков - специализированные магазины и зарубежные и отечественные сетевые гипермаркеты, на которые в сумме приходится около 22% рынка.
По мнению участников рынка, главное преимущество цивилизованных форматов торговли - наличие крыши. В администрации рынка "Трак-терминал" утверждают, что недостатков у гипермаркетов куда больше. "В частности, в их ассортименте не представлены товары общестроительного назначения вроде цемента, ряд товаров ориентирован на узкий сегмент покупателей, да и формат самообслуживания плохо подходит для крупных покупок - покупатель либо платит за доставку к дому, либо тащит покупки на себе к машине",- утверждает менеджер "Трак-терминала".
Обострение конкуренции заставляет владельцев рынков начинать вкладываться в модернизацию, создавая на месте прежних построек крытые торговые комплексы. Официально о грядущей смене формата объявили два крупнейших участника - "Каширский двор" (доля рынка 18%) и "Синдика-О" (доля рынка 9%). "Мы уже подготовили проект многофункционального торгово-выставочного комплекса, который будет построен на месте рынка, подписано инвестиционное соглашение с Минэкономики Московской области",- говорит гендиректор "Синдика-О" Владимир Безносиков. Завершение реконструкции намечено на 2008 год. "Главная мотивация - выдержать конкуренцию: рядом с нами открылся гипермаркет Leroy Merlin,- а также сохранить и расширить список наших арендаторов",- поясняет Безносиков.
К 2008 году должна быть завершена реконструкция и "Каширского двора", однако подробностей в компании пока не раскрывают. Аналогичные планы вынашивают рынки "Ярмарка 41 км" (6%) и "Трак-терминал" (3%). "Появление крыши над головой возведет крупные рынки в статус мегагипермаркетов. На рынке большое количество независимых арендаторов, что обеспечивает огромный ассортимент, рыночники быстрее реагируют на изменения спроса и лучше работают с покупателями",- говорит менеджер "Ярмарки 41 км".
Эксперты считают, что рынки выбрали правильный путь. Александр Воронин полагает, что магазинный формат позволяет лучше организовывать торговлю. "К тому же большой объем торговли позволяет магазину получать лучшие цены от поставщиков, этого не может добиться рыночный торговец: он слишком мал, а экономит зачастую за счет неуплаты налогов",- добавляет Воронин.
А потребители, напротив, оценивают планы владельцев рынков скептически. "Главный бич рынка - продажа контрафактной продукции, поэтому покупатели постепенно отказываются от рынков в пользу гипермаркетов",- считает гендиректор дилерской фирмы "АМК Гарант" Михаил Филатов.

Деловая газета "Бизнес"