23.06.2005

Пиджак для мобильника. Рынок продаж аксессуаров для сотовых телефонов стремительно растет



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Продажа дополнительных услуг уже давно приносит сотовым операторам чуть ли не больший доход, чем обычные звонки. Чего пока нельзя сказать об аксессуарах к мобильникам. Ведь, в отличие от контента, какой-нибудь чехол или гарнитуру абонент покупает значительно реже. Однако с каждым годом рынок аксессуаров в России растет и ширится. Так в прошлом году его объем превысил $390 млн. В этом году эксперты ожидают роста до $500 млн, а некоторые - даже до $700 млн.

Популярность аксессуаров к мобильным телефонам много от чего зависит: от моды, роста или снижения количества абонентов у операторов и объемов продаж самих телефонов. По данным "Евросети", в 2005 году будет продано 44,7 млн аксессуаров. При этом доход розничных продавцов составит $131 млн, что на 7% выше аналогичного показателя 2004 года. Самым типичным вариантом покупки по-прежнему остается приобретение чехла вместе с мобильником. Поэтому именно чехлы "отбирают" львиную долю всех непрофильных продаж - во многих салонах их доля доходит до 70%. "Лидерство чехлов по продажам среди аксессуаров к телефонам обусловлено тем, что часто люди, приобретая телефон, предпочитают сразу купить для него чехол,- говорит руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева,- поскольку носить трубку в чехле более удобно и в то же время чехол предохраняет аппарат от внешних повреждений". Вслед за чехлами идут держатели для телефонов и устройства hands free, другие аксессуары занимают остальной сегмент почти на равных. Держатели - это целый класс устройств, закрепляющих телефон в том или ином месте. Поэтому держателями считаются, например, крайне популярные нашейные шнурки, а также устройства, удерживающие телефон на автомобильной панели. Автомобильные держатели стали особенно популярны после того, как в России был принят закон, запрещающий водителю разговаривать по мобильному телефону за рулем. Держатель оказался неплохим выходом для любителей поболтать во время езды. Он позволяет хорошо видеть дисплей, не отвлекаться на поиски телефона во время звонка и пользоваться функцией громкой связи. Правда, автомобильные комплекты громкой связи, по словам специалистов, довольно сложны в установке и дороже беспроводных гарнитур, которые поэтому, по словам Татьяны Москалевой, пользуются большим спросом и покупаются и вместе с новым телефоном, и как отдельный аксессуар. Беспроводные гарнитуры стоят в несколько раз больше, чем проводные. В общем, по денежному обороту розничных сетей гарнитуры держат уверенно первое место среди всех аксессуаров. Помимо этого, спросом пользуются зарядные устройства. Это не самое дорогое приспособление, поэтому его часто покупают в качестве дополнительного - отдельно в офис, домой и отдельно, скажем, на дачу. Небольшую долю продаж составляют сменные панели для мобильников, позволяющие менять внешний вид телефона самостоятельно и без посещения сервисного центра. Популярны такие "фишки" преимущественно у молодежи, поэтому с каждым годом все больше производителей выпускает именно молодежные телефоны с такой возможностью.

Bluetooth-революция
Продавая аксессуар вместе с мобильником, продавец не просто зарабатывает дважды. "Навар" продавца при продаже аксессуара, как правило, превышает прибыль при продаже телефона. "Среднерыночная операционная маржа по аксессуарам составляет 30-35%,- сообщил "Бизнесу" директор по маркетингу и развитию бизнеса группы компаний Divizion Михаил Дмитриев,- для сравнения, этот показатель по мобильным телефонам составляет 5-12%". Так что для розничных сотовых сетей продажа аксессуаров - весьма неплохой бизнес, даже несмотря на то, что они занимают небольшой процент от всего объема продаж. По словам Михаила Дмитриева, в салонах цифровых технологий Divizion на долю аксессуаров приходится 7% всех продаж. В Dixis эта цифра более чем вдвое меньше - всего 3%. Несмотря на это, "доход от такого направления бизнеса составляет 13%, уступая только телефонам",- утверждает Татьяна Москалева. Самые высокие показатели у "Беталинка" - 15-20% продаж. "У нас в салонах спрос на аксессуары вырос гораздо значительнее, чем в общем на рынке,- сообщает директор по маркетингу компании "Беталинк" Антон Володькин,- это связано с тем, что одна из стратегических линий нашей новой ассортиментной политики направлена на увеличение продаж аксессуаров". В сети салонов "Техмаркет" доля продаж принадлежностей для мобильников составляет 4%. "С ростом уровня проникновения сотовой связи в структуре выручки нашей компании планируется рост доли аксессуаров,- говорит руководитель отдела по связям с общественностью сети салонов сотовой связи "Техмаркет" Оксана Хрусталь,- их пока низкая доля обусловлена относительно небольшой средней стоимостью". По ее мнению, с ростом функциональности телефонов в ближайшее время резко вырастет доля продаж технических принадлежностей. А это, в свою очередь, приведет к повышению средней стоимости и, следовательно, доли в выручке.
Так, самые высокие темпы роста демонстрирует рынок bluetooth-устройств. Всего за год их продажи возросли в 4,5 раза. По прогнозам экспертов, в 2005 году рынок телефонных гарнитур вырастет примерно на 30%, при этом рынок bluetooth-устройств - на 100-120%. "Сейчас в наших салонах телефонные гарнитуры продаются к 7% приобретаемых сотовых телефонов, то есть на 100 телефонов продается семь гарнитур,- сообщает Оксана Хрусталь,- в их числе 35% составляют bluetooth-устройства, 19% из них оригинальные и 16% - неоригинальные". Столь бурный рост популярности bluetooth-гарнитур эксперты объясняют двумя очевидными причинами. Во-первых, появлением на рынке все большего числа телефонов, поддерживающих эту технологию. "Сегодня доля телефонов с поддержкой bluetooth в структуре продаж нашей компании составляет около 14%,- говорит Оксана Хрусталь,- а еще год назад этот показатель равнялся приблизительно 6-8%". Во-вторых, рост рынка bluetooth обуславливается и расширением модельного ряда самих bluetooth-устройств, продающихся отдельно от аппаратов. Так, за последние два года на рынке появился целый ряд совершенно новых "железок": компьютерные bluetooth-адаптеры и автомобильные bluetooth-комплекты. Общее число моделей bluetooth-гарнитур за два года увеличилось почти в три раза. Это подтверждают и в Divizion: "За 2004 год рост продаж bluetooth-гарнитур составил 170-230%, и дальше доля таких техустройств будет только расти,- считает Михаил Дмитриев. При этом собеседники отмечают, что самый большой спрос на аксессуары по-прежнему наблюдается в больших городах: двух столицах и городах-миллионниках. По очевидным причинам популярность дорогостоящих аксессуаров в регионах значительно ниже. "Действительно в регионах большой популярностью пользуются чехлы и сопутствующие товары (блинкеры, шнурки для мобильных телефонов),- говорит Михаил Дмитриев,- напротив, в Москве и Санкт-Петербурге налицо увеличение спроса на bluetooth-технологии". По его словам, основные пользователи этих технологий - автомобилисты и студенты. Причем если раньше использование bluetooth было больше имиджевым, то сейчас телефоны и аксессуары с такими функциями покупают ради удобства.
С другой стороны, в розничных сетях отмечают и альтернативную тенденцию региональных рынков - значительный рост объемов продаж телефонов, покупаемых взамен устаревших моделей. "Именно абоненты, приобретающие второй сотовый телефон, наиболее активно берут аксессуары",- считает Оксана Хрусталь. Об этом же говорят и ее коллеги из конкурентной сети. "Рост спроса на принадлежности связан с так называемой "волной реплейсмента", начавшейся в России,- утверждает Антон Володькин,- люди стремятся заменить свои старые модели телефонов на более актуальные, а те, кто не может себе позволить приобрести новый телефон, покупают аксессуары".

Лучше переплатить "за оригинальное"
Что касается марок, то в розничных сетях в основном торгуют аксессуарами от производителей сотовых телефонов: Alcatel, Ericsson, LG Electronics, Motorola, Nokia, Panasonic, Philips, Sagem, Samsung, Siemens. Некоторые сети продают и свои собственные телефонные дополнения. "Мы одними из первых начали выпуск аксессуаров под собственным брэндом и сделали их доступными,- говорит директор по связям с общественностью "Евросети" Татьяна Гуляева,- наши дизайнеры регулярно рисуют новые макеты сменных панелей, которые также изготавливаются по нашему заказу". Эту модную тенденцию готовы подхватить и другие игроки сотового розничного рынка. "Мы как раз сейчас разрабатываем оригинальную линейку мобильных аксессуаров, и она появится в магазинах уже осенью,- рассказал Антон Володькин.
Доля производителей только аксессуаров меньше, среди них, как правило, только самые известные вроде Inter Step, Neri Кarra, Jabra, Dimanche, De Fine, Point, Prolife. Из производителей гарнитур - ORA Electronics и Plantronics. Около 30% "чехольного" рынка занимает петербургская компания "Степ Коммуникэйшн", работающая под торговой маркой Inter Step. Кроме того, компания является дистрибутором аксессуаров от Alcatel, Benefon, Insmat, LG, Motorola, Nokia, Panasonic, Samsung, Smarteq, SonyEricsson, Siemens. Сама Inter Step выпускает только "одежду" для телефона - самые разные чехлы, сумочки и тому подобные предметы, делая ставку на fashion. Дизайн и социальное позиционирование в этом бизнесе - самые важные составляющие. "Сейчас мы уделяем особое внимание молодежной тематике,- говорит менеджер по связям с общественностью Inter Step Анна Мирошниченко,- недавно мы выпустили яркие текстильные сумочки в стиле граффити". Вообще, по ее словам, в крупных городах спрос перераспределился в пользу оригинальных вещей. "Люди предпочитают переплатить, но купить аксессуары фирм-производителей телефонов". О популярности таких принадлежностей говорят и в компании Samsung. "Рынок аксессуаров растет вместе с рынком мобильных телефонов, и темп этого роста очень высок,- утверждает менеджер по маркетингу продукции отдела телекоммуникаций компании Samsung Electronics Rus Игорь Дугинов,- среди аксессуаров Samsung на российском рынке наибольшим спросом пользуются зарядные устройства и гарнитуры". Одними из самых популярных технических устройств являются наушники (hands free). По крайней мере, так утверждают в компании Plantronics, известном производителе гарнитур. "Наушники позволяют не отвлекаться от дороги и спокойно вести беседу, даже когда человек на ходу",- сказал "Бизнесу" исполнительный директор East Management Company Михаил Азарх. Рыночная доля мобильных аксессуаров Plantronics в России составляет примерно 5-10%, в то время как в профессиональных гарнитурах она достигает 60%. Михаил Азарх также признается, что мобильные гарнитуры пользуются спросом преимущественно в столицах, а в регионах их популярность значительно ниже. Видимо, этой тенденции рынок будет следовать весь год. Однако через два-три года эксперты не исключают взрыва спроса на мобильные аксессуары именно в регионах.

Деловая газета "Бизнес"