24.06.2005

"Балтимор" полез в бутылку. Производителю кетчупов не понравилась тара майонеза Mr. Ricco



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА


Лидер российского рынка кетчупов компания "Балтимор" требует от казанского "Нэфис-косметикс" прекратить производство майонеза Mr. Ricco в нынешней бутылке. В петербургской компании утверждают, что зарегистрировали тару такой формы как объемный товарный знак. Юристы уверены в победе "Балтимора".
Казанский жировой комбинат (с 2003 года принадлежит "Нэфис-косметикс") начал производство майонеза Mr. Ricco весной этого года. 22 июня "Балтимор" направил на Казанский жировой комбинат (КЖК) заявление с требованием прекратить выпуск майонеза в "оригинальной" бутылке с 1 июля или заключить лицензионный договор, сообщил "Бизнесу" владелец "Балтимора" Алексей Антипов. "Казанский жировой комбинат выпускает кетчупы Mr. Ricco в такой же бутылке, как мы. Эта бутылка зарегистрирована нами как объемный товарный знак",- поясняет Антипов.
Силуэт - это важный отличительный знак для крупных компаний, например Coca-Cola. В итоге потребитель, не разглядев в магазине этикетки Mr. Ricco, может подумать, что покупает "Балтимор", добавляет глава "Балтимора".
Юрист "Балтимора" Сергей Алексеев уточнил, что если КЖК откажется выполнить требования холдинга до 10 июля, "Балтимор" намерен подать иск в Арбитражный суд или привлечь производителя Mr. Ricco к административной ответственности за "недобросовестную конкуренцию".
В пресс-службе "Нэфис-косметикс" отказались комментировать ситуацию.
Начальник отдела маркетинга "Акмалько" Максим Шеховцов рассказал "Бизнесу", что у его компании была подобная ситуация с "Балтимором". "Нам также была предъявлена претензия в использовании зарегистрированной "Балтимором" бутылки. Мы прислали им чертеж нашей бутылки в качестве доказательства того, что она имеет восемь отличий от "Балтимора". А бутылка и должна иметь восемь отличий, чтобы быть признанной как промышленный образец",- говорит Шеховцов. Он отметил, что бутылка "Балтимора" появилась на рынке первой, поэтому она самая узнаваемая. "Сейчас на рынке очень много бутылок напоминающих "Балтимор". "Балтимор" и Mr. Ricco действительно очень похожи, но я не изучал отличий досконально",- отмечает он.
Юристы считают, что у "Балтимора" больше шансов на победу в суде. "Если у "Балтимора" есть патент на промышленный образец, а бутылки идентичны, компания может взыскать с КЖК всю сумму, полученную комбинатом от продажи соусов в оригинальной бутылке "Балтимора"",- говорит глава юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов. Если "Балтимор" разработал бутылку - это объект авторского права, констатирует глава компании юридического бюро "Усков и партнеры" Вадим Усков. "Поскольку в магазинах бутылки, как правило, стоят на полках в большом количестве и не всегда повернуты этикеткой, узнаваемость бутылки - важный момент",- добавляет юрист.
Усков прогнозирует, что "Балтимор" сможет отсудить у "Нэфис-косметикс" от 100 тыс. руб. до 5 млн руб. "Судебная практика показывает, что средняя цифра в таких разбирательствах 0,5-1 млн руб.",- уточняет он.
По мнению Ускова, наиболее эффективно для "Балтимора" было бы предъявить претензии и рознице. "Согласно ст. 4 закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" незаконным является не только производство, но и продажа контрафактного товара. С магазинов, как правило, взыскивают минимальный штраф 100 тыс. руб., но потом магазины начинают предъявлять множество претензий к поставщику",- уточняет Усков. В судебной практике иски против магазинов - самое болезненное наказание для недобросовестных производителей, уверен юрист.


Деловая газета "Бизнес"