24.06.2005

Последний производитель ушел с рынка. Черно-белая фотография не выдержала конкуренции с цифровой



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

На прошлой неделе корпорация Kodak объявила об окончании целой эры в производстве фотоматериалов, отказавшись от выпуска бумаги для черно-белой печати. В компании это называют частью стратегии по отходу от традиционных продуктов в сторону цифровых технологий. По данным Kodak, их популярность сокращает долю черно-белой печати, компоненты для которой компания выпускает на протяжении неполных ста лет, на 25% ежегодно, а весь нецифровой рынок потеряет 17% в 2005 году.

Корпорация Kodak не придавала должного значения передовым технологиям, пока не стала нести убытки. Их размер в первом квартале 2005 года составил $142 млн, отчего компания вынуждена была на треть сократить количество рабочих мест, закрыть одну из фабрик производства пленок в Ноттингэмпшире и изменить стратегию развития. На цифровой бизнес компания уже потратила $1,4 млрд.
Спад продаж классической фототехники был зафиксирован по всему миру. Так, уже в октябре 2004 года соотношение продаж пленочных и цифровых фотокамер в крупной торговой сети Dixons составило 1:4. Примечательно, что в начале 2003 года современные камеры все еще уступали в продажах. Однако затем произошел бешеный рост спроса на "цифру". "Люди считают естественным выбирать цифровые камеры",- говорят представители крупной европейской сети Dixons.
Такой рывок в первую очередь не мог не сказаться на крупнейших производителях фотооборудования, в первую очередь для черно-белых снимков. Так, в 2004 году обанкротилась компания Ilford Imaging (крупнейший производитель фотоматериалов для черно-белой печати), а в начале июня 2005 года - Agfa, европейский лидер производства пленок и фотоматериалов, контролирующий около 45% рынка. По итогам первого полугодия 2005 года, чистые убытки Agfa составили 30 млн евро. Эксперты утверждали, что именно отказ от развития цифровых фототехнологий стоил компании бизнеса.
Третий крупнейший игрок рынка - Fuji - смог устоять. Компания успела диверсифицировать свой бизнес в производство линз и портативных камер для мобильных телефонов и сохранила уровень прибыли.
Судьба же производителя монохрома Ilford Imaging пока не решена. После объявления банкротства она была выставлена на продажу, однако в марте 2005 года менеджерам компании удалось спасти Ilford от полного исчезновения. По словам управляющего директора компании Фила Харриса, в торгах участвовали непрофильные структуры, которые претендовали лишь на землю и недвижимость. Поэтому руководители компании отменили сделку. Теперь предприятие частично восстанавливает производство. Впрочем, представители Ilford отмечают, что пока они сосредоточатся на американском рынке, где до банкротства у них были неплохие позиции.

Деловая газета "Бизнес"