27.06.2005

Самый левый рынок. Российские пираты вышли на второе место в мире



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА


Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) представила результаты ежегодного исследования рынка пиратской продукции. Выяснилось, что в прошлом году в мире было продано 1,2 млрд контрафактных дисков, что составляет 34% от общего объема продаж CD, а годовой оборот индустрии по продаже нелегальных CD превысил $4,6 млрд. Впереди всех, как и ожидалось, Китай: доля контрафакта на его рынке зашкаливает за 85%. Примечательно, что второе место досталось России с ее внушительными 66% контрафакта - в прошлогоднем исследовании наша страна была четвертой после Китая, Бразилии и Мексики.
В пиратский список, в который включаются страны, где выпуск контрафактных дисков превышает выпуск легальных, попало 32 государства. Десять из них внесены в "особо черный" список как страны, где ситуация с пиратством наиболее критическая. Традиционно в этот реестр входят Китай, Индия, Мексика, Бразилия, Пакистан, Парагвай, Россия, Украина. А среди европейцев самыми отчаянными пиратами считаются испанцы. Все эти страны являются не только потребителями контрафакта, но и его активными производителями. Например, нелегальные диски, производимые в России, поставляются сегодня в 27 стран мира.
IFPI уже не первый год пытается повлиять на российское правительство, которое обещает активно бороться с пиратами. А особо страдающие от деятельности пиратов США (американские звукозаписывающие компании и голливудские киностудии понесли в прошлом году $450 млн убытков от пиратства) в марте этого года даже предъявили России ультиматум. Международный комитет по интеллектуальной собственности заявил, что если Москва не примет решительных мер по борьбе с пиратством, США могут лишить Россию торговых льгот. "Индустрии, связанные с авторским правом, за последние восемь лет из-за отсутствия надлежащего правоприменения потеряли в России более $7 млрд, и было бы разумно связать торговые потери США с торговыми льготами, предоставляемыми России",- говорится в отчете комитета. Комитет, в частности, настаивает на детальной инспекции российских оборонных предприятий, на которых, что давно не секрет, производится значительная часть контрафакта.
По оценкам Российской антипиратской организации (РАПО), общий уровень пиратства в стране приближается к 85-90%. По словам директора РАПО Константина Земченкова, в России огромное перепроизводство нелегальных дисков, и ими буквально завалены рынки Западной Европы и даже Америки. По его мнению, с европейских рынков контрафакта российские пираты уже давно вытеснили азиатов. Оценки игроков российского музыкального рынка схожи с данными РАПО: по самым оптимистичным подсчетам, объем рынка пиратской продукции составляет около 88%, а пессимисты отдают на откуп пиратам 93%. Если учесть, что объем всего российского звукозаписывающего рынка составляет $2,2 млрд, нетрудно оценить, какие деньги теряет индустрия от пиратства. "Реальная недостача составляет $2 млрд",- утверждает председатель совета директоров концерна "Союз" Александр Менн. А на вопрос о методах борьбы с пиратством он ответил, что все рыночные пути исчерпаны. "Суды, рассматривающие коммерческие иски, не работают,- говорит Менн.- Решить проблему может только государство".
Однако правительство пока лишь декларирует свою активность в этой сфере. Более двух лет назад тогдашний глава правительства Михаил Касьянов объявил "крестовый поход" против интеллектуальных пиратов: была создана специальная комиссия, выделены средства и даже проведены пропагандистские акции. В прошлом году проблемой пиратства обеспокоился и действующий премьер Михаил Фрадков, и забытая Касьяновым комиссия была собрана вновь. Фрадков считает, что потери бюджета от пиратства достигают нескольких сотен миллионов рублей, "эти средства идут на развитие нелегального бизнеса", а для успешной борьбы с пиратством необходимо, по его мнению, "заполнить пробелы в законодательстве нормативными актами". При этом премьер признает, что предыдущее правительство уже принимало нужные решения, но "они не были выполнены". "У правительства просто иные приоритеты, поэтому каждый раз все заканчивается громкими заявлениями и принятием постановлений, которые не выполняются,- считает Александр Менн.- И каждая новая комиссия дискредитирует себя больше, чем предыдущая".


Деловая газета "Бизнес"