27.06.2005

Предчувствие оправдалось. На Московском кинофестивале опять победили свои



В кинотеатре "Пушкинский" прошла церемония закрытия XXVII Московского международного кинофестиваля. Гран-при достался картине Алексея Учителя "Космос как предчувствие" (рецензию см. в Ъ от 24 июня), что ЛИДИИ Ъ-МАСЛОВОЙ показалось актом милосердия со стороны жюри.

Нынешнюю церемонию закрытия ММКФ отличал не только проливной дождь, под которым звездам пришлось преодолевать ковровую дорожку, но и замена многолетнего конферансье Дмитрия Диброва, комментировавшего их проход, на Андрея Малахова. В то время как с небес лились потоки воды, из уст господина Малахова исторгался поток сознания, который журналисты, наблюдавшие церемонию на экранах в пресс-центре, могли оценить в неотредактированном варианте на доставленных из "Пушкинского" кассетах. Особенно запомнилась многократно отрепетированная малаховская фраза: "Надеюсь, решение жюри не будет таким же шокирующим, как XXVII съезд КПСС, сравнение с которым напрашивается". Среди вопросов, с которыми Андрей Малахов приставал к прибывающим звездам, трудно выделить наиболее нелепый, однако самым издевательским представляется обращенный к актрисе Дэрил Ханне: "Наша красная дорожка выглядит так же, как на 'Оскаре'?" – учитывая, что дорожка перед "Пушкинским" абсолютно синяя.

Дэрил Ханна вручила приз за лучшее исполнение мужской роли иранскому актеру Хамиду Фаранеджаду из антивоенного фильма "Левой, левой, левой!". Актер за призом не явился, прислав чиновника из посольства, однако американская звезда все равно держалась очень дружелюбно и уверяла, что с трудом удерживается от слез после трогательного выступления болгарской лауреатки Веселы Казаковой, сыгравшей лучшую женскую роль (в болгаро-турецкой драме "Украденные глаза"). У многих в зале в момент ее эмоционального выступления глаза были на мокром месте, только не у невозмутимых бельгийских братьев Дарденн, вручивших вполне справедливого "Святого Георгия" за лучшую режиссерскую работу автору фильма "Дорогая Венди" датчанину Томасу Винтербергу. Датский посол, переводивший сам себя на английский, заверил, что уже покинувший фестиваль Винтерберг хотя и не смог выбраться этим вечером на церемонию, но полчаса назад сказал по телефону, что наградой совершенно счастлив и никогда не забудет, что нигде в мире его не принимали так тепло, как в Москве.

Представленный как президент Академии кинематографических искусств и наук Владимир Наумов вручил специальный приз жюри, "охватывающий все стороны кинематографической деятельности", финской картине "Вечная мерзлота" – ее режиссер Аку Лоухимиес выразил надежду когда-нибудь поработать в российском кинематографе и радость наблюдать за взлетом российского кино. В качестве главного доказательства этого взлета и был представлен в заключение церемонии фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Председатель жюри, драматург Валентин Черных (автор сценария фильма "Свои", получившего три "Георгия" на прошлогоднем ММКФ), объявляя победителя, начал издалека и намекнул, что речь идет о режиссере, от картины к картине набирающем силу и элегантность. Надо заметить, что пропорционально возрастает энергичность массированного пиара, сопровождающего картины Алексея Учителя в конкурсе ММКФ, и если два года назад с "Прогулкой", которую мгновенно обругала пресса, попадания в десятку не вышло, то на этот раз создатель "Космоса" наконец пожал политые трудовым потом лавры. "Прежде всего я рад, что победили свои",– сказал господин Учитель, намекая на прошлогодний триумф "Своих" Дмитрия Месхиева, которые, хотя и получили неприлично много призов, на фоне остального конкурса смотрелись вполне удовлетворительно. О "Космосе как предчувствии" этого никак не скажешь – его вымученность заметна куда более ввиду слегка приподнявшегося уровня конкурса в целом. Поэтому речь лауреата, поблагодарившего жюри за то, что "они смотрели на экран, а не занимались вычислениями, какая страна должна победить", воспринимается довольно иронически: если бы жюри действительно смотрело только на экран, забыв о доброй традиции во что бы то ни стало награждать своих, оно могло бы заметить много гораздо более интересных вариантов.




Алексей Учитель: во мне персонально ничего не изменится

После объявления наград ММКФ режиссер АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ, получивший за фильм "Космос как предчувствие" Гран-при – "Золотого Георгия",– ответил на вопросы АНДРЕЯ Ъ-ПЛАХОВА.

– У вашего фильма оказалось немало поклонников, но есть и те, кто не принял картину, признаваясь, что не поняли в ней некоторых важных сюжетных перипетий.

– Я не ставил задачу зашифровывать сюжет или играть в какие-то загадки. Интенсивную манеру рассказа выбрал намеренно: сюжет в первой половине фильма нагнетается, бежит, так что зритель не успевает расслабиться и подумать. У меня не было ощущения, что многим что-то непонятно,– во всяком случае, на вечернем просмотре в "Пушкинском", где собрались две с половиной тысячи разного народу – и актеры, и критики, и политики,– реакция зала была единодушно одобрительной.

– Она отличалась от той, которая была на утреннем пресс-показе. Хотя фильм чуть не получил приз международной прессы – ФИПРЕССИ, ему не хватило в жюри только одного голоса.

– Возможно, утром другое настроение бывает. К тому же пресса – это более рациональная аудитория, она меньше заряжается от атмосферы и эмоций.

– Вопросы вызвал и финал фильма с появлением Юрия Гагарина из кинохроники. Надо ли было намек на Гагарина доводить до полной ясности?

– Мне финал кажется органичным именно такой, когда идет прямой стык развязанного шнурка Гагарина в игровом эпизоде и в хронике. Ведь вся картина строится на системе перевертышей: здесь и мужчины-двойники, и женщины-двойницы, и Гагарин вдруг превращается из скромного начинающего летчика в героя эпохи.

– Что изменит приз ММКФ в вашей творческой судьбе и в судьбе фильма? Будут ли благоприятные перемены?

– Конечно, я на них надеюсь. Мы извлекли опыт по прецедентам недавнего прошлого и потому выпускаем картину в прокат сразу после фестиваля – на волне успеха. Только в Москве она пойдет в 16 кинотеатрах. А во мне персонально приз ничего не изменит. Только (как ни парадоксально) добавит неуверенности: я принадлежу к тому типу людей, которые каждый раз начинают с нуля, и им кажется, что они ничего не умеют.

– Что вы думаете о будущем российского кино?
– Мы гордимся, что "Ночной дозор" посмотрели миллионы, но надо сделать следующий шаг – добиться, чтобы наши фильмы смотрели за границей. Для этого мы должны не просто предоставлять иностранцам студийные услуги, но и вступать в копродукции, в полноценные проекты. Когда в прошлом году приезжала Мерил Стрип, она заинтересовалась моим проектом сложного постановочного кино из эпохи второй мировой войны фильма "Дом Черчилля". И она готова была бы работать с русским режиссером, но при двух условиях: у фильма должен быть западный копродюсер и западный прокатчик.

– "Космос" – позади. Какое у вас предчувствие по поводу вашей следующей картины?

– У меня два разных предчувствия. Одно связано с новым сценарием Александра Миндадзе на современную тему, другое – с упомянутым "Домом Черчилля".




Победители XXVII Московского международного кинофестиваля

Гран-при – "Космос как предчувствие", режиссер Алексей Учитель, Россия

Спецприз ММКФ – "Вечная мерзлота", режиссер Аку Лоухимиес, Финляндия

Лучший режиссер – Томас Винтерберг, фильм "Дорогая Венди", Дания–Германия–Франция–Великобритания

Лучшая женская роль – Весела Казакова, "Украденные глаза", Турция–Болгария

Лучшая мужская роль – Хамид Фаранеджад, "Левой, левой, левой!", Иран

Победитель конкурса дебютных работ "Перспективы" –"Как девушки Гарсия провели лето", режиссер Джорджина Гарсиа Ридель, США

Приз ФИПРЕССИ – "Гитара-монголоид", режиссер Рубин Остлунд, Швеция

Приз жюри российской кинокритики – "Хроники обыкновенного безумия", режиссер Петр Зеленка, Чехия

Призы Федерации киноклубов России – "Чамскраббер", режиссер Арье Посин, США; "Удаленный доступ", режиссер Светлана Проскурина, Россия

Почетный приз имени Станиславского – "Верю", актриса Жанна Моро, Франция




КоммерсантЪ