27.06.2005

Тяжелые грузы отправляют в РЖД. Минтранс ужесточил процесс выдачи спецразрешений на проезд «тяжеловозов»



ИРИНА МОКРОУСОВА

Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом могут перераспределиться в пользу железных дорог. Новое руководство центра международных перевозок (ЦМП) Минтранса ужесточило процесс выдачи спецразрешений на проезд автомобилей с грузами этой категории. Уже сейчас парализована деятельность более 300 перевозчиков, которые не могут получить необходимые документы, а сборы за перевозку таких грузов в ближайшее время будут увеличены под предлогом компенсации ущерба российским дорогам.

Как сообщили "Бизнесу" в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), в эту организацию поступают обращения от российских и международных перевозчиков "в связи с фактическим прекращением выдачи специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов". К примеру, компании "Дуэт", "МСТ-Транс", "Финн-стар", "КМС-центр", "АКА Транс-Тверь", "Ивкуз", "Нинивирта-транспорт", "Слейтер", подавшие заявки в конце апреля - начале мая до настоящего времени не получили ни одного разрешения.
Этот документ, без которого транспортная компания не имеет права везти по российским дорогам такие грузы, выдает ЦМП Минтранса. Из-за сокращения количества выданных разрешений, утверждают в АСМАП, парализована деятельность примерно 300 российских и международных перевозчиков: транспорт, перевозящий внешнеторговые грузы, фактически остановлен, а выполнение контрактов сорвано. "Проблема возникла после того, как Федеральное дорожное агентство сменило руководство ЦМП",- отмечают в ассоциации. Глава ЦМП Минтранса Виктор Иванов пояснил "Бизнесу", что "предыдущее руководство центра выдавало разрешения как билеты, и перевозчики ехали куда хотели, наносили ущерб дорогам, платили за это небольшие деньги".
"В Женевской конвенции по дорожному движению говорится, что страны-участники конвенции могут пропускать по своей территории транспортные средства, нагрузка которых превышает допустимую,- сообщил Иванов.- Могут, но не обязаны. А могут вообще не давать такого разрешения".
В АСМАП говорят, что в связи с возникшей ситуацией часть грузоотправителей действительно перешла с автомобильного транспорта на железнодорожный, но в ассоциации пока точно не могут оценить объемы перетока клиентов. В "Трансконтейнере", "дочке" РЖД, подтверждают, что в этом году произошел прирост контейнерных грузоперевозок, но не связывают его с возможным приходом бывших клиентов автомобильных перевозчиков. В структуре коммерческих грузоперевозок приоритет принадлежит железнодорожному транспорту, на долю которого по итогам 2004 года пришлось примерно 90% всего грузооборота. Доля автомобильного грузооборота составляет порядка 3%. При этом, говорит пресс-секретарь "Трансконтейнера" Олег Смолин, мощности компании позволяют и далее наращивать грузопоток.
"С учетом состояния наших дорог для России был бы выгоден перевод перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на железную дорогу",- считает Иванов. Впрочем, по его словам, совсем отказаться от услуг автомобильного транспорта не получится. Поскольку количество экспортно-импортных операций увеличивается, выдача спецразрешений будет продолжена, но сборы за их получение, утверждает Иванов, без сомнения, возрастут. "Необходимо компенсировать нанесенный дорогам ущерб",- резюмировал он.

Деловая газета "Бизнес"