28.06.2005

Sanoma берет в оборот российскую розницу. Ее подразделение приобрело "Прессэкспо"



Вчера компания Rautakirja, распространительское подразделение международного медиахолдинга SanomaWSOY, сообщила о приобретении московской компании по распространению прессы OOO "ТК 'Прессэкспо'" и объявила о намерении делать многомиллионные инвестиции в развитие российского рынка распространения печати. Российские издатели полагают, что приход крупной иностранной компании сделает рынок более прозрачным, а отечественные распространители прессы опасаются, что иностранные вытеснят их с рынка.

Rautakirja Group входит в холдинг SanomaWSOY. Компания занимается оптовым и розничным распространением прессы и торговлей через киоски, книжные магазины и кинотеатры. Rautakirja работает в Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Чехии, Румынии и Германии. Оборот группы в 2004 году составил €659,7 млн. "Прессэкспо" работает в Москве, где занимает около 15% рынка поставок прессы в супермаркеты ("Седьмой континент", "Спар") и на АЗС (ЮКОСа, ЛУКОЙЛа, "Славнефти" и др.). Имеет больше 100 точек продаж. Оборот компании в 2004 году, по оценкам экспертов, составил около $4 млн.

"Прессэкспо" передана Rautakirja другим подразделением группы SanomaWSOY – Sanoma Magazines, которое приобрело компанию в составе издательского дома Independent Media в начале 2005 года. Старший вице-президент Rautakirja по распространению прессы Раймо Курри сообщил Ъ, что в рамках "Прессэкспо" его компания собирается продолжать работать с супермаркетами, но при этом рассматривает планы создания розничной сети распространения: "Вероятнее всего, эта цель будет реализована с помощью дальнейших приобретений на российском рынке... Мы собираемся стать лидерами в России, поэтому речь идет о миллионных инвестициях".

Rautakirja – уже вторая крупная иностранная компания, которая выходит на российский рынок распространения прессы. В декабре 2004 года французская компания Hachette Distribution Services открыла два магазина в торговом центре "Мега-2" в Химках и объявила, что планирует создать в России 20 подобных магазинов. Участники издательского рынка уверены, что приход международных игроков в российскую систему распространения будет способствовать структурированию отечественного рынка. Правда, некоторые отмечают, что иностранцам потребуется время на то, чтобы освоиться здесь. "Что Rautakirja собирается менять в работе 'Прессэкспо', мы узнаем только через полгода-год,– отмечает президент издательского дома 'Семь дней' Дмитрий Бирюков,– а до тех пор говорить о каком-то влиянии этой компании на наш рынок преждевременно".

По словам генерального директора ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктора Шкулева, Rautakirja действительно готова вкладывать в Россию серьезные средства, и это, по его мнению, будет способствовать улучшению российской системы распространения прессы: "Это приведет к усилению конкуренции, которая заставит российских распространителей развиваться интенсивнее". В отличие от издателей, которые приветствуют приход в розничную торговлю прессой иностранных игроков, распространители отнеслись к этому настороженно. "Судя по сделанным заявлениям, они будут вести агрессивную политику на рынке,– говорит председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.– Они могут позволить себе долгосрочные инвестиции, чтобы вытеснить с рынка других игроков. Но став лидерами, они будут компенсировать эти расходы за счет издателей".

ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, АННА Ъ-ВОЛКОВА

КоммерсантЪ