28.06.2005

Клики и кликуши. На страхах сограждан зарабатывают не только страховые компании



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

В онлайне есть множество небольших и средних фирм, которые основывают свой бизнес на страхах пользователей интернета и сами же эти страхи раздувают.
Последние несколько месяцев обильно освещается тема массового стирания файлов cookie, на которых основывается работа систем статистики и управления интернет-рекламой. На 90% это вызвано PR-работой компаний, которые продают программы для автоматической очистки cookie и spyware.
Сейчас началась более серьезная кампания: по поводу так называемой "накрутки кликов". Проблема эта не новая и существует с тех пор, как рекламу в интернете начали продавать с оплатой за нажатия. Под накруткой понимают искусственно сгенерированные нажатия на рекламные блоки: при помощи специальных программ или просто руками заинтересованных людей, желающих получить побольше денег за короткое время. Рекламодателю же от подобных "пустых" кликов, понятное дело, один убыток, поскольку никаких реальных потенциальных покупателей за такими нажатиями не стоит.
До последнего времени эта проблема существовала в фоновом режиме. Рекламные сети и системы управления рекламой разрабатывали различные инструменты для предотвращения накруток (не только кликов, но и нажатий), многие рекламодатели или не знали о существовании накруток, или, даже зная, не уделяли им особого внимания, ведь ничто не идеально и жадность человеческая неистребима, а стало быть, накрутки - неизбежное зло. В этом году ситуация стала меняться: рекламодатели все больше озабочены "пустыми" кликами. Контекстная реклама росла последние два года стремительными темпами, ее возможностями пользуются тысячи рекламодателей, большая часть которых из совсем малого и среднего бизнеса - то есть люди, считающие каждый цент. На волне популярности контекстной рекламы появились фирмы, которые стали предлагать анализ эффективности контекстных размещений, и в первую очередь - выявление накрутки кликов, на основании которых обычно и идет расчет за контекстную рекламу. Предлагают такие услуги, естественно, не бесплатно, а аудиторию потенциальных покупателей формируют планомерным запугиванием, рассказками о гигантских потерях из-за накруток.
В СМИ тоже последнее время появлялись статьи о проблеме учета нажатий на рекламные блоки, о том, что рекламодатели переплачивают за рекламу-"пустышку". В апреле этого года группа рекламодателей подала в США коллективный иск против Google, Yahoo!, Ask Jeeves и еще нескольких крупных игроков на рынке контекстной рекламы. Суть обвинения - в накрутках кликов в этих системах. Надо сказать, что большинство компаний, предлагающих решения по вычислению накруток, сами активно используют контекстную рекламу во всех вышеперечисленных поисковиках, и, наверное, к иску они тоже приложили свои усилия. Основной инструмент для них - PR, дискредитация поисковых систем и контекстной рекламы в целом. Чем больше людей сомневаются в правильности учета своих рекламных размещений в интернете - тем больше клиентов у этих компаний. Никто не спорит - технологии аудита рекламы необходимы, но продвижение таких продуктов сегодня вредит рынку в целом. При этом никто не гарантирует корректность работы самих аудиторов, а их собственную рекламную и PR-активность кристально чистой назвать язык не поворачивается. Выход в интернет-бизнес все еще остается довольно простым, не требующим больших затрат, и этим пользуются люди, создавая небольшие компании, которые действуют крайне агрессивно и совершенно не заботясь о развитии рынка в целом. И с точки зрения перспективы - "рубят сук, на котором сидят".



Деловая газета "Бизнес"