28.06.2005

Китайский Jazz для европейского слушателя



РОМАН ГУЛЯЕВ

На мировом автомобильном рынке случилось знаковое событие: из порта Гуанчжоу вышел первый паром с автомобилями Honda китайского производства, предназначенными для продажи в Германии. Так с подачи японцев начался поход китайской продукции на европейский авторынок. По мнению экспертов, эта кампания обещает стать затяжной.
Китай дебютировал в качестве экспортера автомобилей в Европу после того, как Honda начала поставки в Старый Свет машин китайской сборки. 150 автомобилей Honda Jazz отправлены из порта Гуанчжоу в бельгийский Гент. Затем машины попадут в дилерские центры Honda в Германии. Любопытно, что китайские Jazz будут продаваться по той же цене, что и Jazz японской сборки. Предполагается, что сначала автомобили с клеймом Made in China выйдут на немецкий рынок, затем - на итальянский, а после серии маркетинговых исследований - на рынки других европейских стран. До конца года Honda намерена экспортировать 10 тыс. машин, а в течение пяти лет - достичь ежегодного показателя в 50 тыс. автомобилей.
Как заявили "Бизнесу" в компании "Хонда мотор Рус" - официальном импортере Honda в России - на отечественный рынок будут поставляться только японские Jazz. Продажи этой модели начались в России месяц назад.
"Безусловно, Honda серьезно рискует, но для компании это вынужденная мера",- считает генеральный директор агентства "Автоконсалт" Виктор Новоченко. По его словам, с усилением конкуренции в мировом автопроме традиционные производители сталкиваются с финансовыми проблемами. Им приходится организовывать производство в Китае, где дешевле и рабочая сила, и материалы. "Более того, большинство расходных материалов на современные автомобили - фильтры, тормозные колодки - производятся в Китае",- отмечает Новоченко. По словам эксперта, качество собранных в Китае японских или европейских автомобилей уже находится на уровне "родных" аналогов. "Toyota недавно аттестовала свое китайское подразделение, и выяснилось, что по качеству оно на втором месте. То есть европейские и американские заводы корпорации работают хуже",- заметил эксперт.
Как сообщает The New York Times, экспортируемые в Европу автомобили собираются на новом заводе Honda, который был построен специально для поставок на европейский рынок. Honda владеет 65-процентной долей в предприятии, остальная часть принадлежит ее китайским партнерам. И это не единственное китайское предприятие, ориентированное на экспорт: два месяца назад DaimlerChrysler объявил о строительстве завода под Пекином для производства автомобилей для Северной Америки. Новоченко напомнил, что подобные планы есть и у других автомобилестроительных корпораций - GM, Hyundai, Volkswagen.
Продукция китайских совместных предприятий уже экспортируется в другие регионы мира, однако пока объем этих поставок был невелик и не затрагивал стран, имеющих собственную автопромышленность. Например, принадлежащий Ford и его местным партнерам китайский завод Ford экспортирует ежегодно 1 тыс. машин на Филиппины, а завод GM - до 2 тыс. микролитражек в страны Юго-Восточной Азии. Однако главной ударной силой, по мнению экспертов, выступят оригинальные китайские производители.
"В Европе уже наслышаны о китайцах: FAW построил в Италии завод по производству легких грузовиков и автобусов, Yutong успешно продает свои автобусы в Европе",- говорит Новоченко. На сентябрьском автосалоне во Франкфурте впервые будут представлены китайские легковые автомобили - о намерении участвовать в выставке заявили компании Chery и Geely. "Уже через год или два китайские легковушки в Европе станут серьезным игроком рынка",- считает он.
Китайская экспансия в недалеком будущем распространится и на российский рынок. Экспорт легковых автомобилей (в основном пикапов и внедорожников) из Китая в первом квартале 2005 года составил всего около 300 автомобилей. Однако в следующем году китайцы планируют начать сборку своих машин в России и других странах СНГ. О таких проектах на машиностроительных заводах в Новосибирске и Бийске объявила Chery. Возможно, что эта компания придет и на Серпуховской автозавод, который недавно был продан АвтоВАЗом. В украинских городах Запорожье и Кременчуг налажена сборка китайских грузовиков, а недавно китайцы сообщили, что планируют инвестиции в собственное производство в Ильичевске под Одессой.


Деловая газета "Бизнес"