01.07.2005
romir monitoring

ROMIR Monitoring провел исследование потребительских предпочтений на рынке кредитно-финансовых услуг



В рамках майского всероссийского опроса населения исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел исследование потребительских предпочтений на рынке кредитно-финансовых услуг. В опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и сельских населенных пунктах России, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России. Статистическая погрешность не превышает ± 3%.
Респондентам в числе прочих был задан следующий вопрос:
Какими банковскими услугами/продуктами Вы пользовались в течение последних 12 месяцев? (%) (Варианты ответов респондентам не зачитывались).
Ответы на него распределились следующим образом (Поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):

Какими банковскими услугами/продуктами Вы пользовались в течение последних 12 месяцев?


Как показали результаты исследования, каждый четвертый житель России (27%) за последний год осуществил операции по вкладам. Чаще, чем в среднем по выборке такой вариант ответа давали респонденты Сибирского федерального округа (40%) и реже - Приволжского (20%). Операции по вкладам практически в равной степени - каждый четвертый респондент - совершали представители всех возрастных категорий за исключением молодежи от 18 до 24 лет. В этой группе вклады делал каждый пятый респондент - 21%.
Каждый десятый участник опроса (13%) заявил, что в течение последнего года совершал операции по кредиту. Причем в Центральном и Сибирском округах процент респондентов, которые дали такой вариант ответа, значительно выше и составляет 25%. Каждый пятый респондент (18%), проживающий в городах-миллионниках, также дал такой вариант ответа. Выполнение операций более характерно для респондентов в возрасте от 25 до 45 лет - активной, работающей части населения. 19-22% респондентов из этой возрастной группы сказали, что совершали операции по кредиту за последнее время. Для сравнения среди пенсионеров (60+) выплаты по кредиту совершали лишь 3% опрошенных.
Каждый десятый респондент (12%) также за последний год обменивал валюту. Среди респондентов Центрального и Южного регионов этой операцией пользовался каждый пятый опрошенный. В городах-миллионниках валюту обменивал каждый четвертый респондент. Чаще, чем в среднем по выборке обмен валюты совершали респонденты в возрасте от 18 до 35 лет - 17-18%. Причем мужчины в полтора раза чаще, чем женщины пользуются услугами обменных пунктов.
Каждый десятый респондент (10%) также завил, что за последний год делал денежные переводы. Этой услугой в равной степени пользовались респонденты всех регионов, за исключением Уральского, где переводы делал только каждый двадцатый респондент - 5%. Респонденты старше 60 лет также вдвое реже, чем в среднем по выборке, переводили деньги.
И, наконец, отрицательный ответ на заданный вопрос - никакими банковскими операциями/услугами не пользовался - дали 38% респондентов. В Уральском федеральном округе доля таких респондентов зафиксирована на уровне 50%. При анализе результатов исследования была выявлена зависимость - чем меньше размер населенного пункта, тем больше число респондентов, которые не пользуются банковскими услугами. Так, в городах-миллионниках такой вариант ответа дали 20% опрошенных, а в сельской местности - 45%. Среди различных возрастных групп также были выявлены различия. Среди активной работающей части населения (25-59 лет) меньше встречается респондентов, которые не пользуются банковскими услугами вообще - 28-36%. А среди неработающих (молодежь либо пенсионеры) доля непользующихся больше - 41-49%.
Подводя итоги исследования по данному вопросу, еще раз отметим, что наиболее широко пользуются различными банковскими услугами респонденты, проживающие в крупных городах, участники опроса в возрасте 25-45 лет. Причем, чем выше доход респондентов, тем активнее они пользуются различными услугами, предоставляемыми финансово-кредитными организациями.
В следующих публикациях мы продолжим рассказ об известности кредитно-финансовых организаций среди населения, о лояльности к ним и о факторах, влияющих на выбор того или иного банка.