04.07.2005

Дороги и ЖКХ отдадут в концессию



Людмила Новикова
Андрей Литвинов

У государства появится дополнительная возможность поправить плачевное положение ЖКХ, железнодорожного транспорта и дорожных коммуникаций за счет частных инвестиций. В пятницу, спустя почти 10 лет после начала обсуждения, Дума приняла во втором чтении законопроект «О концессионных соглашениях». По оценкам депутатов, реализация концессионного механизма позволит ежегодно привлекать в экономику страны как минимум 2,5-3 млрд. долларов.

Законопроект, одобренный депутатами, трактует концессию как соглашение между государством и частным лицом, которое обязуется за свой счет модернизировать переданное ему в управление имущество. При этом право собственности сохраняется за государством, а инвестор получает прибыль. Этот механизм призван привлечь частные инвестиции в отрасли, которые являются головной болью государства. Всего определено 14 видов объектов, которые можно передавать в концессию: автодороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, гидротехнические сооружения, метрополитен и другой общественный транспорт, объекты ЖКХ, здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма.

Законопроект описывает и процедуру передачи: это должен быть открытый или закрытый (если сведения об объекте составляют государственную тайну) конкурс. С победителем аукциона оговариваются все детали соглашения - сроки эксплуатации, размер платы, а также прописываются права и обязанности инвестора. При этом власть не имеет права расторгнуть соглашение в одностороннем порядке, это возможно лишь по решению суда.

По оценке председателя думского комитета по экономполитике Валерия Драганова, внедрение практики концессионных соглашений позволит привлекать в экономику страны как минимум 2,5-3 млрд. долларов в год, что позволит минимизировать бюджетные расходы в сферах с низкой на сегодня доходностью и при этом улучшить качество предоставляемых услуг.

Несмотря на все преимущества концессии законопроект более 10 лет пылился на полке. Его концептуальные положения были одобрены в первом чтении еще в 1996 году, но авторы не могли решить вопрос, что передавать в концессию. Главным камнем преткновения были недра и природные ресурсы. В новой редакции они выпали из перечня объектов концессионного соглашения. «В этом нет никакой необходимости, - пояснил вице-спикер Госдумы Георгий Боос. - При высоких ценах на полезные ископаемые и невысоких налогах наши недра и так нарасхват. Пользователям недр не нужна гарантия возврата вложенных инвестиций. Начинать надо с отсталых отраслей экономики".

Именно на таких позициях правительство в прошлом году вновь вернулось к теме концессий. Премьер Фрадков предложил развивать государственно-частное партнерство (ГЧП) как способ привлечения бизнеса к решению государственных задач. На заседании совета по конкурентоспособности при правительстве именно концессию сочли наиболее удобным механизмом ГЧП.

Однако непосредственно перед вторым чтением законопроект чуть вновь не был отправлен на доработку. Возражения выдвинуло кремлевское правовое управление (ГГПУ). На одном из заседаний правительства Герман Греф даже выразил недоумение по поводу некоторых замечаний ГГПУ: кремлевские юристы, например, опасаются, что закон ослабит обороноспособность страны, так как позволит брать в концессию военные корабли. Однако Дума отказалась от переноса рассмотрения законопроекта и пригрозила, что иначе рассмотрит локальный депутатский законопроект о концессиях в ЖКХ, подготовленный в рамках жилищного пакета и не принятый зимой только потому, что правительство обещало до лета внести общий законопроект о концессиях. Правительство перед ультиматумом не устояло, ведь в противном случае от механизма концессии оказывались отлучены многие объекты инфраструктуры. Впрочем, депутаты не исключают, что возражения администрации все же могут сказаться на содержании законопроекта.

Газета