05.07.2005

Безболезненная ликвидация. Налоговые органы смогут закрыть в упрощенном порядке более полутора миллионов фирм



АЛЕКСЕЙ САВКИН


Вчера президент Владимир Путин подписал закон, с помощью которого налоговые органы получат право ликвидировать в упрощенном порядке более 1,5 млн компаний. Глава государства разрешил налоговикам исключать из реестра юридических лиц фирмы, которые более года не представляют отчетность и не совершают операции хотя бы по одному банковскому счету. Эксперты в целом поддерживают эту идею, однако опасаются, что жертвами служебного рвения чиновников могут стать и добропорядочные предприниматели.
Напомним, что введения упрощенной процедуры ликвидации юридических лиц налоговики добивались более двух лет. Упорство, с которым фискалы настаивали на внесении поправок в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в Гражданский кодекс, легко объяснимо. Дело в том, что сейчас, по данным Федеральной налоговой службы, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержится информация о более чем 1,5 млн фирм, которые фактически прекратили существование много лет назад.
Сейчас неработающую фирму можно закрыть лишь по решению суда, в который фискалы и должны обращаться с соответствующими исками. Но ликвидация через суд всех компаний-фантомов, по словам самих налоговиков, может занять около 15 лет и потребует примерно 20 млрд руб., которые придется потратить на оплату судебных издержек. Именно поэтому чиновники и потребовали поставить ликвидацию несуществующих компаний на поток - без привлечения судебных органов.
Выявлять "мертвые души" налоговики планируют по двум критериям. Компания будет исключена из ЕГРЮЛ, если она в течение года не представляет отчетность в налоговые органы по месту регистрации или не проводит операции хотя бы по одному банковскому счету. Причем если фискалы случайно ошибутся и ликвидируют фирму, которая, к примеру, долгое время испытывала финансовые трудности, то у собственников будет возможность в течение года опротестовать это решение.
Впрочем, эксперты считают, что использование формальных признаков для описания неработоспособности компании и принятия решения о ее ликвидации лишает учредителей и кредиторов гарантий соблюдения своих прав и законных интересов в отношении имущества компании. "Новый порядок ликвидации юридических лиц может негативным образом отразиться на законных интересах кредиторов. Ведь в отличие от реорганизации или ликвидации юридического лица при его исключении из ЕГРЮЛ кредиторы не уведомляются: осуществляется лишь публикация об этом в органах печати",- отмечает эксперт "ОПОРЫ России" Алексей Абрамов. Правда, при этом он признает, что ликвидация фирм, фактически прекративших деятельность, во внесудебном порядке существенно упрощает жизнь органам, ведущим ЕГРЮЛ, и позволяет им формировать объективную статистику о работающих российских компаниях.
"Существует вероятность, что налоговики ликвидируют вполне работоспособную фирму, которая просто некоторое время не проводит операций,- также опасается управляющий партнер "Викторус-Юстицинформ" Руслан Ибрагимов.- Впрочем, как оно будет на самом деле, станет ясно через некоторое время. У нас всегда пишутся неплохие законы. Проблемы возникают, когда их начинают применять". Эксперты предлагают внести поправку в закон, которая позволит избежать ситуации, когда "под нож" может попасть вполне жизнеспособная компания. "Нужно обязать налоговиков проводить проверку ликвидируемой фирмы, чтобы выяснить ее учредителей. Только так можно защитить права собственников на имущество",- уверен юрисконсульт аудиторской компании "Пачоли" Олег Зайцев.

Деловая газета "Бизнес"