06.07.2005

Связисты боятся универсальности. Альтернативные операторы не спешат телефонизировать регионы



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ


На следующей неделе Мининформсвязи готово провести среди операторов связи первые конкурсы по универсальной услуге - гарантированному набору услуг связи, который предоставляется гражданам всей России по фиксированным ценам. Всего за два с половиной года Мининформсвязи намерено обеспечить связью и интернетом 42 тыс. нетелефонизированных населенных пунктов по всей стране, потратив на это не менее $450 млн. Впрочем, сами операторы пока не спешат претендовать на эти деньги.
Как заявил "Бизнесу" аналитик "Уралсиба" Константин Чернышев, прибыль от предоставления универсальной услуги получить сейчас почти невозможно. Операторам за собственный счет надо будет отстроить всю инфраструктуру, отмечает он, и возмещение за предоставление услуг они получат только через полгода. А заморозить средства более чем на шесть месяцев могут только самые крупные предприятия. При этом государство обещает выплачивать компании, которая будет оказывать универсальную услугу, не только компенсацию затрат, но и некую гарантированную "нормативную прибыль". Правда, Константин Чернышев отмечает отсутствие четко прописанного механизма определения этой прибыли.
Как рассказал "Бизнесу" Борис Антонюк, определять нормативную прибыль в каждом регионе отдельно будет специально созданная экспертная комиссия при главе администрации региона. В качестве усредненной называется величина прибыли в 25%. Впрочем, как показывает практика, в ситуации, когда регионам отдается на откуп формирование тарифов (как, например, в случае с энерготарифами), местные власти из вполне понятных популистских соображений стараются минимизировать в них долю прибыли компаний. Поэтому может оказаться, что норматив прибыли снизится до 15-20%. А самим компаниям в этом случае, отмечает старший аналитик "Ренессанса" Александр Казбеги, достаточно сложно отстаивать свои интересы. Чтобы доказать уровень своих расходов, им надо вести раздельный учет по универсальной услуге, чего сейчас не делает ни один оператор.
Министр связи Леонид Рейман заявлял, что министерство заинтересовано в том, чтобы к оказанию универсальных услуг привлечь как можно больше компаний. Но аналитики прогнозируют, что конкурсы будут проводиться на безальтернативной основе или вообще отменяться из-за отсутствия претендентов. Так, Чернышев уверен, что на первом этапе оказывать универсальные услуги обяжут операторов с доминирующим положением, то есть прежде всего межрегиональные компании (МРК) "Связьинвеста". Впрочем, Казбеги полагает, что МРК будут сами заинтересованы в оказании таких услуг. Сейчас, говорит он, все "дочки" "Связьинвеста" создают инфраструктуру в удаленных и небольших населенных пунктах. Это строительство не окупается, но сейчас у них есть возможность частично возместить эти потери за счет государства. С другой стороны, говорит Чернышев, при таком механизме компенсации МРК увеличивают свои расходы. Если в мировой практике средства на телефонизацию списываются напрямую с конечного потребителя фактически в виде налога, то у нас фонд пополняется за счет выплат компаний из их оборота. А поскольку при госрегулировании тарифов МРК не могут компенсировать свои затраты за счет повышения цен на услуги, им приходится поступаться частью прибыли.
В будущем, полагают аналитики, в предоставлении универсальной услуги будут заинтересованы и сотовые компании. Они постоянно расширяют зону покрытия в регионах и устанавливают промежуточные базовые станции между крупными городами, в том числе и в небольших поселениях, находящихся возле дорог. Поэтому и МТС, и "Вымпелком", и "Мегафон" могут быть вполне заинтересованы в том, чтобы частично компенсировать свои затраты на такую телефонизацию. Но как заявила "Бизнесу" пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова, для того чтобы стать оператором универсальной услуги, сотовым компаниям придется получить лицензию на фиксированную местную связь, поскольку по принятым правилам местные телефонные соединения в этом случае должны проходить по сети фиксированной связи. Впрочем, по словам Остроуховой, "Вымпелком" мог бы предоставлять услуги по передаче данных и обеспечению доступа в интернет.
Уже на следующей неделе министерство готово провести первые конкурсы по универсальной услуге в Хабаровском крае. Как заявил "Бизнесу" директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов, его компания, которая работает в этом регионе уже пару лет, пока лишь изучает ситуацию и будет определяться со своей позицией по универсальной услуге после подведения итогов первых конкурсов. Аналитики сомневаются, что за два с половиной года удастся выполнить столь амбициозный план по телефонизации. Казбеги напоминает о том, как затягиваются сроки приватизации "Связьинвеста" и ликвидации очередей на установку телефона.


Деловая газета "Бизнес"