06.07.2005

Пропуск от Минтранса. Министерство транспорта определит, кому придется платить за содержание российских дорог



ЮЛИЯ КАРУЛИНА

В ближайшие месяцы Министерство транспорта определит, кому придется платить за содержание российских дорог: только иностранным перевозчикам или всем. Первый проект может увеличить долю российских перевозчиков в грузопотоке, а второй - поставить в неравные условия перевозчиков из Москвы и с Урала. Сами перевозчики лучшим решением считают введение платы для всех владельцев грузовиков грузоподъемностью свыше 12 т с одновременным снижением транспортного налога.

В мае министр транспорта Игорь Левитин заявил, что Минтранс принял решение сократить объем финансирования строительства новых автомобильных дорог и направить средства на поддержание и ремонт уже эксплуатируемых. Инвестиции в поддержание состояния автодорог, таким образом, увеличатся с 16 млрд руб. в 2004 году до 44 млрд руб. в 2005-м.

Как напомнил министр, в европейских странах действует система взимания платы за проезд по дорогам для грузовиков. Введение в начале года платы за пользование автодорогами в Германии оказалось успешным: за пять месяцев там собрали 700 млн евро, пояснил вчера замминистра транспорта Мишарин.

Один из проектов Минтранса предполагает введение платы только за проезд автомобилей, принадлежащих зарубежной компании. Второй проект предполагает введение платы за проезд и иностранных, и российских автомобилей.

"Мы давно выступали за введение платы за дороги для иностранных перевозчиков",- сказала "Бизнесу" пресс-секретарь Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Антонина Камчатова. По ее словам, в то время как российские перевозчики платят за пользование дорогами в Европе, иностранцы свободно пользуются дорогами в России. Это одна из причин, по которой сегодня только 38% российского рынка международных перевозок занимают российские перевозчики. По словам Камчатовой, плата за пользование российскими дорогами должна быть сопоставимой с европейской. С ней солидарна заместитель начальника управления ГУП НИЦИАМТ (международный перевозчик) Ирина Семенихина. Она считает, что введение платы для иностранных перевозчиков необходимо.

Введение платы для российских перевозчиков может поставить в неравные условия перевозчиков центрального и северо-западного регионов, с одной стороны, и перевозчиками с Урала и из Сибири и других удаленных от европейской границы регионов - с другой, так как последним приходится значительную часть пути проходить по территории России. В АСМАП также считают, что в случае введения платы и для российских перевозчиков ее размер должен быть компенсирован за счет снижения размера транспортного налога, вплоть до полной его отмены. В противном случае российские перевозчики будут платить за содержание дорог дважды (с них будут взиматься и налог, и плата за проезд).

В то же время, по мнению Семенихиной из ГУП НИЦИАМТ, введение платы и для российских перевозчиков не ударит серьезно по их бизнесу. "Если в Германии перевозчики сами платят за дороги, то и мы сможем",- сказала она.

Так же спокойно отнеслись к введению дорожного сбора и в компании "Ивектор", специализирующейся на внутрироссийских перевозках. Как сообщил "Бизнесу" заместитель генерального директора компании Владислав Иванов, если деньги действительно пойдут на реконструкцию и строительство дорог, в компании готовы платить. По мнению Иванова, плата за проезд по обычным дорогам должна быть ниже платы за платную дорогу - примерно в два раза. Кроме того, как считает Иванов, плата за пользование автодорогами должна быть введена и для легковых автомобилей. "Понятно, что грузовики разрушают дорогу сильнее. Пусть тогда размер сбора для грузовиков будет больше",- сказал он.

Деловая газета "Бизнес"