06.07.2005

Защиту пробили. Адвокатская тайна может быть упразднена



Анастасия Корня

Защита прав граждан станет делом, полностью подконтрольным государству. У адвокатов не должно оставаться никаких тайн от компетентных органов. А их деятельность должна строго регламентироваться и корректироваться подразделениями Министерства юстиции. Законопроект с таким содержанием был направлен ведомством Юрия Чайки в президентскую администрацию. В Думу он еще не внесен, однако «НГ» удалось получить текст этого любопытного документа.

Законопроект представляет собой пакет поправок в несколько законов «в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации». Поводом для правки стал переход части функций от реформированного Минюста к вновь созданной службе Росрегистрации. А заодно чиновники решили расширить сферу контроля за адвокатурой. Сейчас Минюст (а с нового года – Росрегистрация) ведет реестр адвокатов, принимает участие в квалификационных коллегиях, которые присваивают статус адвоката, и уполномочен обращаться в суд в тех случаях, когда возникают сомнения в соответствии конкретного адвоката высокому статусу. Но теперь подчиненные Чайки добиваются большего.

В частности, они предлагают фактически аннулировать существующий институт адвокатской тайны, добиваясь права «истребовать от адвокатов, адвокатских палат сведения, связанные с оказанием юридической помощи, в том числе и по конкретным делам».

Чиновники хотят получить также возможности для санкций в отношении проштрафившихся адвокатов в обход суда. Они намереваются «направлять президенту адвокатской палаты представление о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности» и даже «требовать приостановления или прекращения статуса адвоката».

Этого мало. Ставится задача получить рычаги для вмешательства в деятельность адвокатского сообщества. Закон позволит им «направлять в органы Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат представления рекомендательного характера по направлениям деятельности указанных органов» – проще говоря, фактически отдавать распоряжения под видом рекомендаций.

Еще в начале года на итоговом совещании в своем ведомстве Юрий Чайка выразил неудовольствие положением дел в адвокатском сообществе: «Политика, направленная на резкое ослабление влияния государства на адвокатуру, не привела к ожидаемым результатам – существенному повышению качества юридической помощи, оказываемой адвокатами по обеспечению ими потребностей малообеспеченных категорий населения в бесплатной правовой помощи, – говорил министр юстиции. – Количество жалоб граждан и организаций, обращений судов и правоохранительных органов о неправомерных действиях адвокатов постоянно возрастает». И в Минюсте всерьез взялись улучшать дело защиты прав граждан.

«На самом деле все необходимые полномочия для осуществления государственного контроля за деятельностью адвокатуры у Минюста сейчас есть, – убежден депутат Госдумы, адвокат и один из авторов действующего закона об адвокатуре Андрей Макаров. – Когда мы вступали в Совет Европы, вопрос закона об адвокатуре ставился ОБСЕ как один из контрольных. И сегодня его можно считать единственной действительно удавшейся частью судебной реформы, он закрепил реальную независимость адвоката, вопросы, связанные с адвокатской тайной».

Цель же предлагаемых поправок, по мнению Макарова, в том, чтобы поставить адвокатуру под полный контроль государства. «Поскольку адвокатура, как правило, защищает человека именно от государства, то речь идет об установлении контроля одной из сторон над другой стороной в споре, – констатирует депутат. – То есть государство берет на себя функцию еще и судьи. У нас сегодня один состоявшийся институт гражданского общества – адвокатура (то, что она им является, кстати, записано прямо в законе). И вот этот институт сейчас планируется поставить под государственный контроль и надзор».

По словам Макарова, законопроект сейчас ушел в Главное правовое управление администрации президента – в министерстве рассчитывают на то, что документ будет внесен от имени президента, поскольку это повысит его проходимость. «Я очень надеюсь, что этот законопроект не имеет перспектив, однако само появление этого текста уже дискредитирует государство», – отмечает депутат, напоминая, что действующий закон об адвокатуре в свое время вносился от имени главы государства.

Источник «НГ» в Росрегистрации, которую предлагается наделить столь широкими полномочиями, предпочел не комментировать новую инициативу, отметив, что право законотворческой деятельности сохранилось за Министерством юстиции. В самом министерстве, куда «НГ» обратилась за комментарием, обещают предоставить его позже.

 

Известные адвокаты поделились с «НГ» своим мнением о новациях Министерства юстиции

 

Борис Кузнецов

 

Мне очень хорошо известны намерения Минюста, правоохранительных органов сделать адвокатуру (суды они практически уже сделали) придатком правоохранительной системы. Если эта тенденция будет продолжаться, то в адвокатуре скоро введут звания и должности – например, старший адвокат, адвокат по особо важным делам, а всех нас переоденут в форму, похожую на прокурорскую, но отличающуюся по цвету мундира и погон.

Если идти по этому пути, утрачивается сам смысл существования адвокатуры. Она ведь выполняет общественно-полезную функцию, участвуя в правосудии. Это будет удар не столько по адвокатуре, сколько по правосудию. Мы уже подошли очень близко к опасному рубежу. Суды в России уже считают себя частью правоохранительной системы, а судьи убеждены, что должны бороться с преступностью, а не вершить правосудие.

Адвокатское сообщество, конечно, молчать не будет. Насколько реально, что эти поправки пройдут через Думу? Я надеюсь на трезвость наших депутатов, которые тоже, между прочим, под Богом ходят, а уж чиновники тем более. Я думаю, у них хватит ума, чтобы сохранить независимость адвокатуры от власти. К тому же есть Конституция, процессуальные кодексы, которые регламентируют деятельность адвокатуры. А все эти утверждения о том, что якобы на адвокатов нет управы, – это басни. Если адвокат поступает незаконно, совершает преступление – возбуждайте уголовные дела, отдавайте под суд, как любого гражданина.

 

Анатолий Кучерена

 

Чудовищный законопроект. Даже в печально известных 30-х годах прошлого века, по-моему, таких предложений не было. Как может чиновник проверять мое досье по конкретному делу? Представьте себе, гражданин обращается ко мне, он знает, что есть адвокатская тайна, что никому об этом не должен сказать. И в законе есть, что меня даже допросить не могут по этим обстоятельствам.

Как чиновник-регистратор, который абсолютно далек от адвокатской практики, будет ставить диагноз неквалифицированной работы адвоката? Контроль здесь может осуществлять только сама корпорация.

Я думаю, что такие «перлы» не должны найти поддержку ни в администрации президента, ни в Госдуме. Я верю, что это не пройдет. Я случайно узнал об этом законопроекте. Может, была попытка втихую все это протащить. Но такое нельзя пропускать.

У нас уже была попытка реформировать 8-ю статью об адвокатской тайне. Это было где-то полгода назад, но не прошло. Это не первая попытка. Общество должно обратить внимание на авторов таких идей, нарушающих права человека. Это будет очень серьезным ударом по адвокатуре. Если такое случится, в адвокатуре просто будет нечего делать. Лучшие профессионалы просто уйдут из адвокатуры, потому что работать дальше будет невозможно.

Независимая газета