07.07.2005

Президент дал денег на IT. Государство начинает вкладываться в венчурные проекты



Как стало известно Ъ, в России создается государственный венчурный фонд, который будет инвестировать средства бюджета в проекты российских IT-компаний. Предполагаемая смета фонда составляет $100 млн. Эксперты рынка признают, что его создание положительно скажется на развитии российского IT-бизнеса, но ставят под вопрос жизнеспособность самой идеи о том, что российский госаппарат создаст и будет эффективно управлять венчурным фондом. В конце июня президент Владимир Путин дал правительству распоряжение о создании специализированной организации – российского инвестиционного фонда технологий и инноваций, а по сути, государственного венчурного фонда. Подготовка проекта поручена Мининформсвязи, Минфину и Минэкономразвития РФ.

Российский инвестиционный фонд технологий и инноваций (таково рабочее название проекта) создается по инициативе Мининформсвязи РФ, и предполагается, что он начнет функционировать уже в этом году. Фонд будет представлять собой открытое акционерное общество, 76% акций которого принадлежат государству, а 24% – зарубежным инвесторам. Переговоры по поводу привлечения к проекту венчурных подразделений крупнейших мировых IT-компаний, со слов представителей Мининформсвязи, уже ведутся, но результатов пока не принесли.

Примечательно, что на этапе создания фонда оговаривается его дальнейшая приватизация. Планируется, что уже к 2008 году государство или полностью продаст акции фонда, или оставит себе небольшой пакет (около 24% акций). Из бюджета в этом году на создание фонда будет выделено $76 млн – после того как правительство утвердит проект, в госбюджет будут внесены соответствующие поправки, которые затем отправятся на рассмотрение Госдумы РФ. С учетом средств потенциальных зарубежных инвесторов первоначальный размер фонда может составить $100 млн. При этом в министерстве считают, что за три года за счет продажи акций фонда частным инвесторам его капитал увеличится до $300-400 млн. Авторы идеи фонда считают, что размер инвестиций, направленных в российский IT-бизнес через фонд, в ближайшие три года составит $1,2-1,6 млрд. "Сейчас в России не хватает инвестиционных ресурсов для быстрого роста IT-индустрии,– говорит директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов.– Отсутствуют инвестиции на ранних стадиях становления высокотехнологичных компаний. Наша задача – доводить такие компании до момента, когда их продукция перейдет из разряда инноваций в коммерческие продукты, востребованные на рынке".

В какие именно компании фонд будет инвестировать средства, пока до конца не определено – об инвестиционной политике государственные структуры сначала должны договориться друг с другом, а затем с частными акционерами. "Пока можно сказать, что фонду будут интересны компании–разработчики технологий, применяемых в компьютерной, телекоммуникационной и других смежных отраслях. Поэтому, к примеру, сборщики электроники вряд ли попадут в инвестиционный портфель,– рассказал Ъ один из разработчиков проекта.– Мы намерены следовать обычной практике венчурных фондов: брать компанию стоимостью несколько сотен тысяч долларов и продавать пакет, когда ее стоимость достигнет нескольких миллионов. В России такие примеры есть. Наши ориентиры, например, производитель систем распознавания текста ABBYY, новосибирский разработчик телекоммуникационного софта SW-Soft, разработчик биометрических средств распознавания a4vision. Сейчас их бизнес уже стоит десятки миллионов долларов. А наша задача – найти подобные компании на той стадии, когда у них есть лишь перспективные патенты..."

Участники рынка считают создание фонда логичным шагом. "Это очень интересная идея,– говорит глава компании Sputnik Labs Кирилл Булгаков.– Такой проект сейчас необходим компаниям, занимающимся внедрением инноваций. Бизнес таких компаний, как наша, очень чувствителен к подобным нововведениям. Вспомнить хотя бы примеры стран Юго-Восточной Азии, Индии – там высокотехнологичные проекты с участием государственного капитала вызвали стремительный рост отрасли". Участники рынка указывают, что в мировой практике уже были примеры, когда участие государства в капитале компаний приводило к значительному росту национальных IT-рынков. Так было, к примеру, в Южной Корее, где в 1960-1980-х годах при участии государства создавались многоотраслевые холдинги – такие, к примеру, как LG и Samsung. Высокие технологии являются важнейшей составляющей бизнеса этих компаний. Вместе с тем эксперты не могут вспомнить успешных масштабных проектов, осуществленных российскими венчурными фондами. Поэтому среди участников рынка есть и те, кто скептически оценил идею создания венчурного госфонда. "Государственный венчурный фонд идет вразрез со всей мировой экономической практикой,– говорит вице-президент компании 'Корбина Телеком' Александр Малис.– Во всем мире существуют государственные инвестиционные фонды – они вкладывают деньги в проекты, отдача от которых возможна в долгосрочной перспективе, что не привлекает частных инвесторов. Государство по определению малоэффективный собственник, а в венчурном фонде, деятельность которого сопряжена со множеством рисков, эффективность такого управления сводится к нулю".

"Государственное управление венчурными проектами менее эффективно, чем частный независимый менеджмент,– говорит аналитик J`Son & Partners Борис Овчинников.– К тому же прозрачность принятия решений об инвестициях, объективность подбора компаний и незаинтересованность представителей фонда в распределении средств под большим вопросом. Контроль за распределением средств из государственного фонда потребует больших издержек – они будут выше, чем в частном фонде. За рубежом успешно действует множество подобных структур, однако уровень доверия бизнеса и общества к государству там неизмеримо выше, чем в России".

В российских венчурных фондах, работающих на рынке высоких технологий, отмечают, что организаторы госфонда столкнутся с дефицитом менеджеров. "В целом я позитивно оцениваю этот проект, мы приветствуем создание такого фонда,– говорит директор по инвестициям фонда 'Русские технологии' Владимир Бернштейн.– Однако главное для венчурного фонда –- найти компетентную управляющую компанию, компетентных менеджеров, способных грамотно выбирать объекты для инвестиций и продвигать проекты, сопряженные со множеством рисков. Не секрет, что сейчас в России подобных специалистов можно пересчитать по пальцам".

ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ

КоммерсантЪ