08.07.2005

Несмоленский Rover



Rover Легендарный британский автопроизводитель Rover, обанкротившийся этой весной, не достанется России. Акционеров завода не удовлетворило предложение Николая Смоленского. Подсчитав его капиталы, они сочли, что их недостаточно, чтобы вывести Rover из кризиса.

Совсем скоро станет известно, кто будет новым владельцем обанкротившейся в апреле британской автомобильной компании Rover MG. Но уже сейчас понятно, что представителям российского бизнеса она не достанется. PricewaterhouseCoopers (PWC), управляющая компания, осуществляющая руководство Rover MG, отказала в продаже Николаю Смоленскому – российскому миллионеру, сыну известного в прошлом банкира Александра Смоленского.

В четверг стало известно, что PWC направила Николаю Смоленскому официальное письмо. В нем компания сообщала российскому претенденту на завод, что его предложение не может заинтересовать акционеров Rover. Причина отказа банальна – PWC сочла, что Смоленский недостаточно богат, чтобы вывести Rover из кризиса. Состояние Николая Смоленского оценивается приблизительно в $100 млн, а долги завода перевалили за 1,4 млрд фунтов.

Вывести Rover из кризиса не удалось даже такому гиганту, как BMW. Будучи в недавнем прошлом владельцем Rover, компания вложила в завод более 550 млн фунтов стерлингов, но не получила никакой отдачи и поспешила любой ценой избавиться от этого актива – он был продан в 2000 году за символическую сумму в 10 фунтов английскому консорциуму бизнесменов «Феникс». А управленческие способности Николая Смоленского едва ли можно назвать блестящими. В феврале 2004 года он приобрел британского производителя спортивных машин TVR, и за это время в разы увеличил сумму долгов и сократил оборот. В сочетании с такими талантами отсутствие денег делало шансы Смоленского на приобретение легендарного британского завода весьма сомнительными.

Но, как сообщает источник, близкий к Николаю Смоленскому, банкир был «удивлен и разочарован» письмом из Rover, поскольку его планы по присоединению британского завода к своему бизнесу были «более чем серьезны». Российский бизнесмен обещал заново нанять более 5 тыс. работников, уволенных в апреле, и соглашался возобновить производство всех моделей Rover.

Аналитик Гайрат Салимов из «Тройка Диалог» полагает, что недостаток денег не мог быть основной причиной отказа Смоленскому. По его словам, проблемы Rover таковы, что денежные вливания могут решить их только на очень недолгое время. «Собирать машины в Великобритании, как и в других развитых странах, становится все более и более накладным. Стоимость труда, большие налоговые и другие издержки делают производство автомобилей в развитых странах невыгодным. В совокупности с социальными обязательствами это стоит миллиарды и миллиарды фунтов стерлингов», – сказал аналитик «Газете.Ru». По его словам, рано или поздно Rover придется переносить производство автомобилей в развивающиеся страны, такие как Китай, Россия, Индия или Бразилия.

Другой российский бизнесмен, обладающий достаточными ресурсами и тоже претендовавший на Rover, – глава «Интеррос» Олег Дерипаска – от планов покупать завод отказался сам. Его компания «Роспромавто» весной вступила в переговоры с PricewaterhouseCoopers о возможном приобретении Rover, но в мае холдинг сам официально отказался от покупки. Как полагают наблюдатели, решение Дерипаски было вызвано тем, что лицензии на производство своих самых популярных моделей Rover уже продал китайцам.

Сегодня круг претендентов на Rover предельно сузился – одновременно со Смоленским акционеры Rover отказали и компании из Монако, финансируемой арабскими бизнесменами. Среди основных претендентов на Rover MG остались китайские автопроизводители, и борьба развернется именно между ними – Shanghai Automotive Industry Corp (SAIC), Nanjing Automotive и Geely.

Именно SAIC способствовала банкротству Rover, в последний момент отказавшись сотрудничать с прежним руководством завода и инвестировать средства в расширение производства. Догадки, что китайская компания рассчитывала больше чем просто на партнерство, теперь подтвердились. Но SAIC придется конкурировать с соотечественниками. Впрочем, эксперты не исключают создания консорциума китайских компаний для покупки Rover. Так, в конце феврале Nanjing Automotive и Shanghai Automotive Industry даже удалось добиться предварительного соглашения по продаже. Правда, когда Rover еще официально не был банкротом, речь шла не обо всем пакете акций, а только о 20%.

В пользу поглощения Rover китайской компанией выступает и правительство Великобритании. Министр финансов страны Гордон Браун заявил, что всецело поддерживает подписание договора между Rover и консорциумом китайских компаний, которые уже заявили, что намерены вложить в британского банкрота $1,85 млрд. //Александр Поливанов, Ирина Алешина

Газета.RU