11.07.2005

Россия насытилась розничной торговлей



РУПЕРТ СТЕЙНЕР (RUPERT STEINER)

Планы Tesco и Wal-Mart по экспансии в Восточную Европу под угрозой из-за перенасыщения рынка
Амбициозные планы восточноевропейской экспансии сетей Tesco и Wal-Mart, стоимость которых измеряется миллиардами фунтов стерлингов, оказались под угрозой. Данные, которые будут опубликованы в понедельник консалтинговой компанией AT Kearny, свидетельствуют, что рынки Польши, России и Чехии - ключевых зон роста, определенных Tesco на 2005 год,- уже насыщены.
В докладе Kearney приводится рейтинг 30 развивающихся стран, учитывающий свыше 25 макроэкономических показателей и параметров, оценивающих состояние розничной торговли.
Россия утратила статус лидера после того, как ритейлеры устремились сюда, подняв уровень конкуренции.
Как утверждается в докладе, "с приходом в регион новых игроков и экспансией существующих насыщение рынка приводит к тому, что рейтинг ряда восточноевропейских стран снижается. Так, например, Чехия переместилась вниз, а Польша вообще выпала из первой тридцатки - там рынок полностью насыщен.
Словения опустилась на одну позицию, Россия также приближается к общему уровню, и хотя эта страна пока остается привлекательной, постоянный приток иностранных игроков привел к увеличению насыщения рынка.
Продолжается предсказывавшееся падение Венгрии, по мере того как ее рынок заполняется и консолидируется. Пять ведущих ритейлеров, торгующих продуктами питания, являются иностранными, на них приходится более 60% рынка. Lidl, Tesco и Schwarz Group вышли на переполненный рынок в 2004 году, вслед за ними собирается прийти Wal-Mart. Чем дальше, тем труднее становится найти подходящие места для открытия супермаркетов. Это указывает на то, что время для выхода на рынок ограничено".
В прошлом месяце Ли Скотт (Lee Scott), исполнительный директор Wal-Mart, крупнейшего мирового ритейлера, заявил, что его компания рассматривает варианты расширения в Центральной и Восточной Европе. Скотт назвал Польшу и Венгрию, а также Россию в числе потенциальных кандидатов.
В прошлом году продажи за рубежом принесли 21% выручки Wal-Mart, составившей $285 млрд. Их доля в росте годового объема продаж ($28 млрд) равнялась 31%.
Tesco планирует построить 20 новых супермаркетов в Польше и шесть в Словакии. В прошлом месяце исполнительный директор сети сэр Терри Лихи (Terry Leahy) сообщил, что международная стратегия вновь входит в число приоритетов компании. Tesco реализовала свой план расширения на зарубежных рынках на 20%. Восточная Европа - лишь одна из частей этого плана, ведущая роль в котором отводится Азии.
Майк Мориарти (Mike Moriarty), вице-президент AT Kearney по розничной торговле, говорит: "Чехия и Польша достигли высокой степени развития; новый игрок может добиться успеха только с уникальным форматом. Те, кто уже работает в этих странах, имеют дело с трудным рынком, ничуть не менее трудным, чем рынки развитых стран. Однако в странах, расположенных дальше к востоку,- Украине, Литве и государствах Балтии - остаются колоссальные возможности".
Майк Сэйдж (Mike Sage) из Tesco утверждает: "Эти рынки явно не насыщены. Это молодые, развивающиеся рынки, и здесь нужно рассматривать планы в средне- или долгосрочной перспективе. Открывая там магазины, мы знаем, что существует большой спрос на современные супермаркеты и магазины широкого профиля. Мы продолжим расширение в этих странах".



Деловая газета "Бизнес"