11.07.2005

Иностранные автомобили включили акселератор



РОМАН ГУЛЯЕВ

Согласно собранной "Бизнесом" предварительной статистике продаж иностранных автомобилей на российском рынке за первые шесть месяцев 2005 года, объем продаж за полугодие вырос до 250 тыс. новых машин, а в пятерке лидеров рынка уже не осталось европейских брэндов. Некоторые эксперты считают, что по итогам года продажи иномарок на российском рынке могут достичь 590 тыс.- почти вдвое больше, чем в прошлом году.
Сейчас "Бизнес" располагает данными только по маркам, входящим в top-15 на российском рынке (без учета продукции СП "GM-АвтоВАЗ"). По статистике предыдущих кварталов, на top-15 приходится 90% общих продаж иномарок. Исходя из этого можно сделать вывод, что за первое полугодие продано чуть менее четверти миллиона новых иномарок: на top-15 пришлось 223 тыс. машин (без учета легких коммерческих автомобилей - этот рынок в первом полугодии оценивается в 3-3,5 тыс. машин). При таких показателях первого полугодия объемы продаж в целом по 2005 году могут перекрыть прошлогодний уровень почти вдвое.
Впрочем, пока в оценке перспектив рынка его участники расходятся. С одной стороны, как признался "Бизнесу" топ-менеджер одного из представительств иностранной компании, в последнее время темп роста рынка несколько уменьшился. "Если по I кварталу можно было рассчитывать на продажи более 500 тыс. автомобилей за год (с учетом легких коммерческих), по майским продажам - уже только на 500 тыс., то по июньским кажется, что рынок идет на 490 тыс.",- считает собеседник "Бизнеса". С другой стороны, генеральный менеджер группы "Рольф" Валерий Тараканов, наоборот, даже повысил свой прогноз: перед началом года он говорил о продажах 500 тыс. автомобилей, по итогам I квартала - о 530-550 тыс., а сейчас, по его словам, рынок может вырасти до 560-590 тыс.
Как уже сообщал "Бизнес" (см. номер от 7 июля), на первое место в общей табели о рангах вернулась марка Hyundai. Совершив рывок в I квартале, эта марка достигла объема продаж в 42,4 тыс. автомобилей. По словам Тараканова, на первое полугодие обычно приходится 42-45% общегодовых продаж, так что по итогам года корейцы вполне могут выйти на уровень 100 тыс. машин - как, собственно, и обещал в интервью "Бизнесу" руководитель компании - импортера Hyundai "Карнэт-2000" Роман Хапаев (см. "Бизнес" от 20 апреля). Впрочем, Валерий Тараканов дает более осторожный прогноз: по его мнению, лидер закончит год с результатом в 85-90 тыс. машин при условии, что заявки ТагАЗа на поставку машинокомплектов будут удовлетворяться в полном объеме. "Просто конкуренты Hyundai тоже не будут стоять на месте - Accent во втором полугодии придется серьезно биться с Kia Spectra ижевской сборки и Renault Logan - московской",- считает эксперт (подробнее о старте Logan см. на стр. 9).
Экс-лидер рынка иномарок - Daewoo - опустился на третью позицию, хотя разрыв между узбекскими Matiz и Nexia и японской Toyota оказался относительно небольшим. По мнению Тараканова, до конца года между двумя этими марками и развернется борьба за второе-третье место: Daewoo, как ранее сообщал "Бизнесу" директор по развитию компании - импортера марки "Квингруп" Александр Гнездюк, рассчитывает продать 55-60 тыс. автомобилей; примерно такие же результаты, считают участники рынка, может показать и Toyota. Во II квартале Daewoo и вовсе стал единственной маркой, продажи которой по сравнению с I кварталом упали (см. таблицу). Участники рынка объясняют это небольшими перебоями с поставками машин, случившимися после беспорядков в Андижане,- завод находится неподалеку от этого города, и на время останавливал работу.
Еще одной "ожидаемой сенсацией" стало снижение доли рынка у Ford. Неудивительно: самая популярная модель этой марки - Focus - пережила смену поколений, в результате чего ее продажи оказались гораздо ниже ожидаемых и брэнд сместился на шестое место в списке лидеров. Валерий Тараканов считает, что хотя производство Focus второго поколения растет, поставки машин все равно будут недостаточными, а по другим моделям Ford вряд ли стоит ожидать резкого скачка. "Так что Ford не успеет догнать Mitsubishi",- заключил он. Строго говоря, Ford мог бы продать и больше автомобилей, но в начале года с производства были сняты популярные в России модели Space Star и Pajero Pinin, кроме того, импортер не успел увеличить поставки других популярных моделей. Так или иначе по итогам 2005 года Mitsubishi нацеливается на продажу более 50 тыс. машин, в то же время планы Ford - около 50 тыс.
Итоги за первое полугодие 2005-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года хуже сразу у трех участников top-15 (см. таблицу). И если падение продаж у Peugeot продолжается уже почти год, то Kia показывает отрицательную динамику впервые. Корейцы потеряли долю рынка за счет сокращения поставок на завод "Автотор" машинокомплектов для бестселлера - модели Rio. "Однако у Kia на подходе Spectra ижевской сборки",- напоминает Тараканов. Объявленные цены на машину неплохие, и если их дистрибутор Sokia сможет конкурировать и по качеству дилерской сети, и по маркетинговой и рекламной поддержке машин, то Kia способна вернуть утраченные позиции.
Наконец, место в десятке лидеров утратил Opel, уступив позиции Chevrolet. Впрочем, особого повода для гордости, как считает Валерий Тараканов, у GM, в статистику которого входят не только американские внедорожники сборки "Автотора", но и корейские модели, выпускающиеся на заводе Daewoo, тоже нет. "На мой взгляд,- говорит Тараканов,- GM сработал не очень хорошо: результаты каждой из марок ниже их потенциала. Во всяком случае корейские Chevrolet могли продаваться лучше".
Полную статистику продаж иномарок в Росси "Бизнес" представит в специальном обозрении "Транспорт" 20 июля.


Деловая газета "Бизнес"