12.07.2005

Индия попала в розничные сети



Степан Самсонов

В 2005 году Индия возглавила рейтинг самых привлекательных стран для компаний, занимающихся розничной торговлей, по версии агентства A.T.Kearney. В прошлом году лидером этого рейтинга была Россия.

A.T.Kearney – одна из ведущих мировых консалтинговых компаний. Штат компании состоит из 4 тыс. сотрудников, работающих в 35 странах мира. Доход компании в 2004 году составил $806 млн. Спектр консалтинговых услуг охватывает такие отрасли, как розничные продажи, IT, финансы, автомобилестроение, аэрокосмическое строение, фармацевтика, транспорт и коммуникации, коммунальное хозяйство и другие.

Агентство считает, что причиной смены лидера рейтинга стало решение правительства Индии о снятии ряда административных барьеров, мешающих иностранным инвесторам.

Аналитики A.T.Kearney сравнивали показатели 30 государств, в которых рынок розничной торговли еще только начал развиваться, и пришли к выводу, что Индия стала наиболее привлекательной страной для иностранных ритейлеров. *«До сих пор Индия не разрешала иностранным компаниям инвестировать в розничную торговлю, но теперь мы собираемся кардинально изменить ситуацию и снять все препятствия перед инвесторами», – прокомментировал министр промышленности и торговли Индии Камаль Нат. Агентство полагает, что доступ на местный рынок, объем которого предварительно оценивается в $330 млрд, получат такие компании, как Wal-Мart Stores, Tesco, Carrefour и Casino Guishard Perrachon. Причем больше получит тот, кто придет в Индию раньше других.
«Намек для иностранцев довольно прозрачен: если не прийти на рынок сейчас, его займут другие», – говорит Майк Мориарти, вице-президент A.T.Kearney. – Ретейлеры, которые прозевали возможность первыми прийти в Китай, могут прозевать и Индию».

Рейтинг A.T.Kearney за 2005 год возглавляет Индия. На 2-м месте – Россия. На 3-м – Китай. Следом идут Украина, Словения, Вьетнам и Турция. На 10-й позиции – Словакия. Далее расположились Чили, Таиланд, Болгария, Южная Корея и Тунис.

Розничные продажи в Индии последние пять лет растут в среднем на 10% в год. Привлекательность рынка ритейла Индии состоит «в том, что он в буквальном смысле только начинает зарождаться, – считает Сандип Сабхарвал, один из управляющих компании SBI Asset Management Co. – Мы можем видеть лишь вершину айсберга».

Но есть и обратная сторона: ритейл в Индии очень фрагментирован – пять самых крупных розничных компаний вместе контролируют лишь 2% рынка. В стране очень популярны мелкие магазины, число которых превышает 12 млн. Кроме того, около 40% скоропортящихся продуктов в стране попросту пропадает из-за недостатка рефрижераторов.

Но инвесторов это не смущает. Некоторые из них уже начали готовить почву для своего прихода на новый рынок. «Wal-Mart может открыть свои магазины в Индии после того, как правительство ослабит давление на иностранных инвесторов», – заявил по этому поводу Джон Менцер, генеральный директор международного отдела Wal-Mart. В мае он уже посетил города Бангалор (столица штата Карнатака) и Дели с целью «сближения отношений с местными поставщиками и чиновниками правительства».

A.T.Kearney считает, что увеличение розничных продаж в Индии вызвано ростом доходов среднего класса населения. В течение последних трех месяцев индийская экономика, которая оценивается в $661 млрд и занимает четвертое место по величине в Азии, выросла более чем на 7%, что было вызвано строительством новых заводов, хорошим урожаем и увеличением правительственных расходов на строительство автомобильных и железных дорог.

По мнению экспертов A.T.Kearney, Россия, возглавлявшая рейтинг агентства в 2004 году, перешла на второе место, так как за последние несколько лет зарубежные компании уже успели значительно расширить свое присутствие на местном рынке. «Россия все еще остается привлекательной для ритейлеров, хотя ее рынок становится все более насыщенным», говорится в докладе агентства.

В рейтинге 2005 года Россия уступает Индии по показателям насыщенности рынка и возможных рисков.

Газета.RU