12.07.2005

Передел букв. Ru-Center объявил о готовности обеспечивать надежность сделок по перепродаже доменов



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

На днях российский национальный регистратор доменных имен Ru-Center объявил о готовности обеспечивать надежность сделок по перепродаже доменов. Многие люди на Ru-Center на это обиделись, считая, что таким образом регистратор едва ли не становится помощником преступников.
Собственно говоря, перепродажа домена возникает в двух случаях. Один из них не может в принципе вызывать нареканий: человек зарегистрировал домен, планируя делать какой-то сайт, но не сделал, или же сделал, а потом забросил эту затею. Если доменное имя красивое, кто-то другой, полный сил и амбиций, захочет его купить и делать свой собственный проект. Как вариант этого случая - продажа самого сайта, естественно, вместе с доменом. Нюансы в этом случае есть, но в рамках темы не будем о них.
Второй случай перепродажи более распространен, и споров о нем гораздо больше. Речь о киберсквотерстве - регистрации доменного имени с изначальной целью его дальнейшей перепродажи. Киберсквотеров не любят, потому что за понравившийся домен приходится им платить в несколько раз больше, чем при стандартной регистрации. Иногда речь идет о тысячах долларов, при том что регистрация домена в зоне .RU стоит около $20 и столько же за поддержку в год. Не любят киберсквотеров и за то, что они массово покупают все красивые домены, которые могут придумать. Ну и в конце концов, их очень не любят компании за то, что киберсквотеры регистрируют домены, совпадающие с названиями брэндов.
Последний случай привлекает, как правило, наибольшее внимание общественности. В российской практике, пожалуй, одно из самых громких дел было возбуждено компанией Eastman Kodak против Александра Грундулу, который владел доменом kodak.ru. Разбирательство длилось несколько лет, домен в итоге отошел истцу.
Но на практике в России к суду прибегают далеко не все компании. Многим проще поторговаться с киберсквотером, про себя проклясть его и ему подобных, но все же купить нужное доменное имя за назначенную ловким скупщиком цену. При этом никаких гарантий того, что после оплаты желанный домен будет получен, нет. Да и сквоттеру никто, естественно, ничего гарантировать не будет. Правил нет, законов тоже нет, но это не мешает постоянной перепродаже доменов.
Надо сказать, что за рубежом на законодательном уровне вопрос о разрешении споров вокруг доменов тоже окончательно не устаканился. Но там, по крайней мере, действуют независимые арбитражные центры, которые следуют "Единой политике рассмотрения споров о доменных именах" (она же UDRP) и занимаются подобными делами, в первую очередь аналогичными истории с kodak.ru. Практика эта довольно успешна: по данным Антона Серго, занимающегося вопросами права в интернете, 80% таких дел решаются в пользу владельцев торгового знака. Применение UDRP основано на добровольном соглашении администраторов доменных зон, сейчас таких более 40, но зоны .RU среди них нет.
Ru-Center решил пойти другим путем и стал гарантом сделок по перепродаже доменов, рассудив, что если все и так покупают и продают доменные имена, то пусть при желании имеют гарантии, что все пройдет гладко и никто никого не "кинет". За дополнительную плату, естественно, а именно - 10% от суммы сделки, но не менее 1500 руб. Идеологических противников киберсквотерства такой ход возмутил, а сами люди, занимающиеся покупкой доменов, в том числе и у сквоттеров, недовольство если и высказывают - то только ценой вопроса. К киберсквотерам действительно можно предъявить много претензий, но за годы своей деятельности они накопили уже столько доменов, что обращаться к их услугам приходится очень многим людям. Да и возможность подавать в суд по поводу регистрации сквотером домена, совпадающего с торговым знаком, никто не отменял. А в будущем, может, к UDRP и мы присоединимся. В принципе гарантии по передаче доменов этому не противоречат.



Деловая газета "Бизнес"