12.07.2005

Ускорение "Вымпелкома". Мобильные операторы делают шаг в сторону третьего поколения сотовой связи



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ


Вчера "Вымпелком" объявил о начале коммерческой эксплуатации в Москве и Московской области технологии EDGE, в которой скорость передачи данных существенно выше, чем в "архаичном" GPRS. "Вымпелком" стал вторым GSM-оператором, который предложил EDGE столичным абонентам - на московском "скоростном" рынке с начала года уже работает "Мегафон". А вот МТС вводить скоростную технологию пока не спешит, дожидаясь появления контента, "достойного" таких скоростей.
"Введение EDGE сделает более комфортным использование уже существующих сервисов,- заявил "Бизнесу" директор по связям с общественностью "Вымпелкома" Михаил Умаров.- Весь контент будет передаваться по сетям с гораздо более высокими скоростями, чем с помощью GPRS". EDGE теоретически позволяет передавать данные со скоростью до 473 Кбит/с, что как минимум втрое превышает максимальные возможности GPRS. Правда, в самой сети "Вымпелкома" показатели EDGE этих высот пока не достигают. Практические замеры показали, что максимальная скорость EDGE в Москве составила 130 Кбит/с. Правда, это в любом случае лучше GPRS, реальная скорость которого не превышает, как правило, 50 Кбит/с.
Для подключения новой технологии абонентам "Билайна" достаточно телефона, поддерживающего EDGE, и тарифа с подключенным GPRS. Тарифицироваться новая технология будет по тому же принципу, что и GPRS, то есть 1 Мб трафика обойдется абоненту в 19 центов. Кроме того, абоненты кредитных тарифных планов "Билайна" уже который год традиционно платят $3 за саму возможность пользования передачей данных по сотовым сетям. А любителям prepaid эта услуга обходится в три цента в день. Этот же принцип сохранится и при работе в EDGE. Выбирать тип передачи данных будет телефон - в тех местах, где работает EDGE, он автоматически выберет его вместо GPRS.
Сегодня на российском рынке продается около 40 моделей телефонов, поддерживающих технологию. Это, правда, не говорит о том, что счастливыми обладателями таких мобильников являются все абоненты оператора. Телефоны с EDGE все еще остаются экзотикой даже для московских абонентов, ведь стоят они редко ниже $300. Поэтому о массовом внедрении технологии, видимо, пока говорить не приходится. На вопрос "Бизнеса" о том, ожидает ли компания каких-то серьезных финансовых благ от введения EDGE, Михаил Умаров откровенно признался: "Драматически на рост наших доходов и увеличение ARPU (средний доход от абонента.- "Бизнес") EDGE не повлияет, но мы ждем такого эффекта от дополнительных услуг в целом".
Что касается конкурентов, то это тот редкий случай, когда их точки зрения разошлись кардинально. В МТС "Бизнесу" заявили, что в ближайшее время вообще не собираются внедрять EDGE в коммерческую эксплуатацию, ограничившись пока увеличением числа "тестовых" регионов. По словам директора по связям с общественностью МТС Павла Нефедова, компания намерена дождаться формирования специальных услуг в этом направлении. "Увеличение скорости dial-up не является самоцелью запуска этой технологии, для ее работы нужен прежде всего соответствующий контент",- считает Нефедов. Сама МТС производством контента для EDGE заниматься не собирается.
Но с таким пессимистическим взглядом на EDGE не соглашаются другие игроки рынка. "Важно, что весь контент будет двигаться быстрее, да и пользоваться интернетом через мобильник будет гораздо удобнее",- убежден Михаил Умаров. В "Мегафоне" также считают точку зрения "анти-EDGE" довольно странной. "Уже сегодня достаточно контента, который требует высокоскоростной передачи данных,- например, видеоклипы и полифонические мелодии,- говорит советник генерального директора "МегаФон-Москва" Роман Проколов.- Я уж не говорю о мобильном телевидении, передача которого по медленному GPRS просто невозможна".
"Мегафон" вообще оказался самым оптимистичным оператором в отношении перспектив EDGE. "Введение этой технологии напрямую влияет на увеличение ARPU,- считает Проколов.- Так, в Европе после запуска EDGE этот показатель вырос в среднем на два евро, а объем трафика увеличился вдвое". В московском "Мегафоне" с начала 2005 года ARPU увеличился на 50 центов - по мнению Проколова, именно благодаря EDGE. По его словам, наиболее активно EDGE пользуются в центре Москвы, в бизнес-центрах, коттеджных поселках и больших общежитиях (например, МГУ) - поэтому "Мегафон" активно развивает EDGE именно в этих районах. В "Билайне", напротив, придерживаются географического принципа и планируют распространить "высокие скорости" по всей территории действия сети.


Деловая газета "Бизнес"