13.07.2005

Напитки упакуют в пластик. Производители напитков все сильнее интересуются новым видом упаковки - сотовым полипропиленом



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Производители напитков все сильнее интересуются новым видом упаковки - сотовым полипропиленом (нечто среднее между полиэтиленом и пластиком). Доля инновационной упаковки растет довольно быстрыми темпами - 30-40% в год. За счет того, что полипропилен можно использовать до 50 раз, производители рассчитывают потеснить традиционную картонную и полиэтиленовую упаковки. Однако производителей смущает удорожание логистики из-за возврата тары.
Сотовый полипропилен используется в основном в упаковке - на эту отрасль приходится 63% всего мирового потребления этого материала. Также он применяется в строительстве, наружной рекламе и канцтоварах.
В России сотовый полипропилен появился около трех-четырех лет назад. Ранее его только импортировали, в основном он использовался при строительстве. Крупнейшие поставщики - Polylayer, "Вариопак", "Зенон", UMC и "Астропластик".
Пока на полипропилен приходится мизерная доля рынка. По информации агентства "Леспром индастри консалтинг", в 2004 году производители стеклотары и напитков купили 2,1 млн тонн гофрокартона, на полипропилен пришлось всего 1,3 тыс. тонн. Первой компанией, которая запускает собственное производство сотового полипропилена, станет группа "Корос". До конца года она планирует установить линию мощностью 2 тыс. тонн в год на собственном подмосковном заводе "Полиальт".
Производители уверены, что участники рынка напитков готовы переходить на новую упаковку. По сведениям гендиректора "Полиальта" Алексея Аврамчика, традиционно при упаковке стеклотары используется гофрокартон, качество которого не всегда устраивало потребителей. "Листы гофрокартона протирались, при транспортировке и перевалке бутылки бились",- поясняет Аврамчик. Он утверждает, что полипропилен прочнее, поэтому ящики из него можно использовать 40-50, а картонные - не более трех. В "Коросе" уверены, что рынок полипропилена будет расти на 30-40% в год, а темпы роста гофрокартона не превысят 6%.
По информации "Короса", переговоры о закупках новой тары ведут "Веда-пак", "Чагодощенский стекольный завод" и Heineken. По сведениям одного из участников рынка, "Балтика" должна перейти на новую упаковку.
Впрочем, в самой "Балтике" сообщили, что к ним обращались с подобным предложением, однако никаких решений по этому вопросу не принято.
Производители напитков настороженно относятся к новому материалу. Они объясняют прохладное отношение к полипропилену сложностями с доставкой тары обратно. "Сначала надо сделать пластиковую коробку, а потом обеспечить ее доставку назад. Это целесообразно только в том случае, если налажена система сбора пустых бутылок",- говорит руководитель отдела по связям с общественностью компании "Синергия" Андрей Малафеев. Пресс-секретарь Coca-Cola Владимир Кравцов отмечает, что "возврат любой тары - дело непростое". "Приходится ее собирать, мыть, а для хранения выделять дополнительные склады. Именно поэтому мы были вынуждены отказаться от использования многоразовых стеклянных бутылок",- добавляет Кравцов.
Кроме того, эксперты считают, что широкому распространению полипропилена мешает высокая цена. "Килограмм полипропилена стоит три-четыре евро, гофрокартона - около 1,2 евро",- говорит гендиректор группы UMC (дистрибутор химической продукции) Сергей Терешкин.


Деловая газета "Бизнес"