13.07.2005

Предприниматели ждут худшего. Конституционный суд может отменить трехлетний срок давности по налоговым нарушениям



АЛЕКСЕЙ САВКИН

Завтра Конституционный суд должен решить судьбу трехлетнего срока давности по налоговым преступлениям. На восстановлении нормы Налогового кодекса, позволяющей возобновлять отсчет срока давности в случае повторного правонарушения, настаивают Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАС МО) и Федеральная налоговая служба (ФНС). Эксперты "Бизнеса" прогнозируют, что Конституционный суд встанет на сторону налоговиков, и в этом случае предпринимателей ожидают тяжелые времена.

Нелегкий выбор

Суду предстоит сделать весьма непростой выбор: встать либо на сторону ФНС, требующей восстановить "институт прерывания" срока давности, либо оставить 113 статью НК без изменения, на чем настаивают предприниматели, и сохранить трехлетний срок давности непрерывным.

По мнению налоговиков, действующая 113 статья НК нарушает сразу две статьи Конституции: 57 (обязывающую каждого платить установленные законом налоги) и 19 (гарантирующую равенство всех перед законом). "Действующий вариант статьи 113 допускает, что лица, нарушающие закон, не могут быть привлечены к ответственности",- пожаловался суду во время первого заседания представитель ФАС МО Сергей Алексеев. Поэтому, по мнению заявителей, необходимо восстановить прежний вариант 113 статьи НК, который устанавливал, что "течение срока давности прерывается (и начинает отсчитываться заново.-"Бизнес"), если до его истечения лицо совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах". Причем в этом случае "исчисление срока давности… начинается со дня совершения нового нарушения законодательства… либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение законодательства о налогах и сборах". Только так, по мнению представителя ФНС в суде Антона Устинова, можно будет "исполнять меры принуждения в отношении налогоплательщиков".

Впрочем, юристы, внимательно следящие за рассмотрением дела, уверены, что истинной причиной обращения в КС стало желание налоговиков подвести законную базу под свои решения о доначислении налогов НК ЮКОС. "Из 40 млрд руб. доначисленных налогов по 2000 и 2001 году 30 млрд руб. находятся за сроком давности,- рассказал "Бизнесу" управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев.- ФНС руками суда пытается расширить свои полномочия, и это беспрецедентный случай".

Все опрошенные "Бизнесом" эксперты предсказывают, что суд вынесет самое неблагоприятное для предпринимателей решение. "У нас суды при вынесении решения, как правило, встают на сторону государства, а не закона.

К сожалению, сейчас это не одно и то же",- говорит партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Гуща. "Я не стал бы исключать варианта, при котором срок давности по налоговым нарушениям будет увеличен тем или иным способом",- соглашается с ним адвокат коллегии адвокатов "Гауф и партнеры" Вячеслав Кулешов. В этом случае налоговики проведут ряд точечных проверок некоторых налогоплательщиков, считает эксперт. "Решение КС в пользу налоговиков перевернет с ног на голову всю арбитражную практику,- утверждает Кулешов.- Фактически срок давности по налоговым нарушениям будет отменен". Такого же мнения придерживается и начальник отдела налогового консалтинга компании "Брокеркредитсервис" Сергей Алдохин. "Если суд признает правоту ФАС МО, налоговики получат право наказывать всех и всегда,- уверен юрист,- ведь незначительные нарушения, которые позволят применять принцип прерывания срока давности, совершают все налогоплательщики".

Как вести отсчет

Тем не мене даже если КС не удовлетворит требования ФАС МО, у налоговых органов все же останется шанс растянуть срок давности по налоговым нарушениям практически до бесконечности. И это несмотря на то, что, принимая к рассмотрению заявление ФАС МО, суд объединил с этим делом и заявление от гражданки Поляковой, которая требовала изменить правила отсчета срока давности по налоговым нарушениям. Галина Полякова посчитала, что трехлетний период должен заканчиваться в тот момент, когда суд вынес решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. "В противном случае нарушается основной принцип права - презумпция невиновности,- считает адвокат заявителя Олег Никуленко,- ведь налоговый орган это не суд, он не может четко определить, было нарушение или нет". Напомним, что сейчас исчисление срока ведется с момента совершения правонарушения и по момент его обнаружения налоговым органом.

Однако у налоговых органов совсем иная точка зрения по этому вопросу. По мнению ФНС, течение срока давности должно заканчиваться в тот момент, когда налоговым органам стало известно о совершении нарушения. "В этом случае налоговики всегда смогут сказать, что о нарушении им стало известно несколько месяцев или лет назад, а обратиться в суд они решили только сегодня",- утверждает Алдохин.

Деловая газета "Бизнес"