14.07.2005

Борьба за сотовый рынок начинается заново



ПАВЕЛ МОРОЗ

Уже в начале 2006 года абоненты сотовой связи смогут сохранить номер мобильного телефона при смене оператора. Во всяком случае, именно такой срок для введения услуги "переносимость мобильного номера" (mobile number portability, MNP) установило Мининформсвязи, обнародовавшее вчера соответствующий проект. Компании, впрочем, сомневаются, что абоненты получат "номерную волю" так быстро. Одно ясно: когда это случится, конкуренция на сотовом рынке резко обострится.
Хотя MNP считается услугой, она, по мнению директора по развитию компании "Коминфо консалтинг" Евгения Соломатина, таковой на самом деле не является. Выглядит все так, что государство принимает "политическое" решение, гарантируя абоненту право и возможность сохранения номера при переходе к другому оператору. А операторы обязаны технически обеспечить эту возможность, приведя свою инфраструктуру в соответствие с законодательством. Видимо, поэтому представленные вчера Мининформсвязи проекты - "Основные положения по взаимодействию абонента и оператора подвижной радиотелефонной связи при переносе абонентского номера" и "Технические решения по организации переносимости абонентских номеров" -носят пока весьма общий характер.
Предполагается, что абонент, стремящийся сохранить свой мобильный номер, должен подать заявление в компанию, куда он хочет перейти на обслуживание. Та должна заключить с ним договор с указанием даты и времени начала оказания услуг связи и выдать клиенту новую SIM-карту, на которую будет перенесен старый номер. С прежним оператором абонент должен расторгнуть договор, но при этом сохранить его копию, которую необходимо представить в новую компанию. Она вправе отказать абоненту в трехдневный срок, если тот не выполнил всех этих условий или допустил неточность в представленных данных. Сам процесс переноса номера проект оставляет за скобками.
В проекте технического решения обязанность по маршрутизации вызовов на перенесенные абонентские номера возложена на "одну организацию связи", которая обеспечивает взаимодействие сетей сотовых компаний. Рынок однозначно воспринял в качестве "одной компании" "Межрегиональный Транзит Телеком" (МТТ) - не секрет, что МТТ был одним из главных лоббистов идеи MNP (монополисту на операторском сотовом рынке, через сеть которого сейчас должны пропускать трафик все сотовые компании, эта услуга в перспективе сулит увеличение доходов и доли на рынке). В компании отказались прокомментировать "Бизнесу" проекты Мининформсвязи, ссылаясь на договоренность между разработчиками не оглашать свое мнение до принятия документов. Впрочем, год назад MTT оценивал стоимость внедрения MNP не менее чем в $80 млн.
"Мы считаем, что это лишь начало формирования нормативной базы NMP, и многие процедуры требуют уточнения",- заявил "Бизнесу" директор департамента по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. По его мнению, проект не дает ответа на вопросы, каким образом будут организованы взаиморасчеты по MNP между операторами и как будет происходить перенос номера при наличии задолженности у абонента - авторы основных положений в числе причин для отказа клиенту это не указали. "Надо понять: MNP - это принцип, обязательный для всех игроков рынка, или дополнительная услуга конкретного оператора,- рассуждает Нефедов.- Если последнее, оператор должен сам решать, за какие деньги вводить услугу MNP. А если принцип, то он должен быть четко установлен в нормативных документах". "Пока рано говорить о деталях и о том, к каким результатам может привести внедрение новой услуги",- соглашается пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова.
Внедрение MNP обостряет конкуренцию на рынке сотовой связи (к чему так стремится государство) - фактором, влияющим на выбор клиентом оператора, становится не только цена услуг связи, но и качество обслуживания. С этой точки зрения "переносимость номера" - это шанс для отстающих операторов по-новому поделить рынок. Советник генерального директора ЗАО "Соник Дуо" (сеть "Мегафон-Москва") Роман Проколов утверждает, что около 1 млн московских абонентов других мобильных сетей желали бы стать клиентами "Соник Дуо", и единственным сдерживающим для них фактором, по словам Проколова, является как раз невозможность сохранения номера. "А с введением MNP у московского "Мегафона" есть реальный шанс значительно увеличить число абонентов и долю рынка",- считает он. "С исчезновением угрозы потерять номер абоненту предоставляется возможность всегда выбирать оператора с лучшим сервисом и лучшим качеством связи. Мы уверены, что баланс будет в нашу пользу",- парирует Павел Нефедов.
Кто из операторов выиграет от внедрения MNP, пока вопрос. Но пример Германии, где О2 сумел после введения MNP отобрать абонентов у такого гранда, как T-Мobile, весьма показателен.


Деловая газета "Бизнес"