18.07.2005

Третий мир поможет Nokia. При нынешнем спросе на GSM-трубки лидерам нечего делить



ТОНИ ГЛОВЕР (TONY GLOVER)


Финский гигант мобильной связи Nokia на этой неделе объявит об отличных результатах за второй квартал, подтверждая, что вернулся на позиции безусловного лидера мирового рынка мобильных телефонов. Ожидаются данные о росте продаж в результате увеличения спроса в России и на других развивающихся рынках.
По прогнозам агентства Nomura Equity Research, операционная прибыль компании Nokia во втором квартале составит 1,17 млрд евро. Это резкий скачок по сравнению как с первым кварталом текущего года (1,12 млрд евро), так и со вторым кварталом прошлого (817 млн евро). Также прогнозируется, что размер оборота превысит отметку 8 млрд евро против 7,4 млрд евро в первом квартале.
Как считает аналитик компании Nomura Ричард Виндзор (Richard Windsor), "снижение издержек на GSM и быстрый рост национальных экономик привели к лихорадочному всплеску энтузиазма и росту спроса на развивающихся рынках".
Продажа телефонов на растущих рынках вроде российского также способствует улучшению показателей подразделения, производящего оборудование для мобильных сетей. В прошлом году развитие этого сектора шло быстрее, чем ожидалось, и эта тенденция, по оценке Nomura, сохранилась и во втором квартале 2005 года.
Согласно последним данным консалтинговой компании IDC, в 2004 году рынок мобильных телефонов в России развивался стремительно. Поставки телефонов выросли на 59% и достигли почти 27 млн штук, а доходы увеличились почти на 90% и составили более $4,52 млрд. Рынок Санкт-Петербурга и Москвы весьма насыщен - там проникновение сопоставимо с крупнейшими городами Центральной Европы. Но спрос в российских регионах возрос в десятки раз.
По данным IDC, в 2004-м более 77% рынка мобильных телефонов приходилось на долю четырех основных производителей: Nokia, Motorola, Samsung и Siemens. Рост региональных рынков продолжится еще в течение нескольких лет.
Как полагают в Сити, небольшая задолженность Nokia и большой объем денежных средств (более 10 млрд евро) делают вероятным то, что нынешняя практика ежегодной выплаты акционерам примерно 4 млрд евро сохранится и в будущем.
Аналитики считают, что во втором квартале Nokia удалось вернуть утраченные в прошлом году позиции. Тогда на непререкаемое лидерство компании посягнули производители из Юго-Восточной Азии, предложившие целый ряд инновационных моделей с откидными панелями.
Однако на этой неделе фондовый рынок, скорее всего, сохранит свою достаточно осторожную позицию относительно достижений Nokia. Рост ее показателей расценивается как еще одно проявление того, что укрепление мирового рынка мобильных телефонов продолжается. Подтверждением этого стали обнадеживающие результаты, продемонстрированные во втором квартале конкурентами компании - Motorola и SonyEricsson.
Motorola продала 24,4 млн телефонов, что означает квартальный прирост в 7,7%. SonyEricsson осуществила поставки 11,8 млн трубок, то есть на 13,5% больше по сравнению с прошлым годом.
Компания Samsung несколько утратила свои позиции в Европе и Азии, но увеличила долю на рынке Северной Америки. SonyEricsson не смогла добиться роста продаж в Европе, но обрела новых покупателей на рынках Азии и Латинской Америки.
Как считают аналитики, пока новые потребители в России, Индии, Китае, Южной Америке и Африке будут и дальше приносить большие прибыли, ведущим производителям телефонов нечего делить, однако положение может измениться по мере насыщения рынка. "Когда ситуация изменится и рынок насытится, Nokia начнет действительно вырываться вперед",- полагает Виндзор.


Деловая газета "Бизнес"