19.07.2005

Дорогое удовольствие. Шоколад за первые шесть месяцев 2005 года подорожал на 10%



Анна Дорофеева

По мнению экспертов, в этом виноваты и политическая нестабильность в странах–производителях какао-бобов, и увеличение расходов на транспортировку из-за роста мировых цен на нефть. Если так пойдет дальше, то по итогам года плитки и конфеты с содержанием масла какао могут подняться в цене на 20–30%.

В 2004 году объем российского рынка шоколадных плиток составил около $3 млрд. Емкость этого рынка оценивается в 156 тыс. тонн, в то время как емкость всего шоколадного рынка, по данным на 2004 год, составляет 2365 тыс. тонн. В текущем году ожидается увеличение емкости рынка шоколадных плиток до 160 тыс. тонн. Динамика роста немного снизилась по сравнению с показателями предыдущих лет, когда потребление плиточного шоколада ежегодно увеличивалось в среднем на 9 тыс. тонн в год.

Большинство участников шоколадного рынка утверждают, что стоимость их продукции с начала 2005 года не претерпела существенных изменений: ценовые колебания, по их словам, составляют 3–5%. И говорить о том, что к концу года может сбыться прогноз некоторых аналитиков о 30-процентном подорожании шоколада, не приходится.

Однако результаты исследования, проведенного «Газетой.Ru», не подтверждают этого вывода. За первые шесть месяцев года одна из наиболее дешевых и популярных марок шоколада Alpen Gold (производства Kraft Foods) со своих 17–20 рублей перескочила на 23–25 рублей (между тем производители утверждают, что подорожание составляет только около 10%). Известный шоколад «Золотая марка» (Nestle) до подорожания стоил 40 рублей, сейчас – в среднем 50 рублей. Зато в Nestle говорят, что их продукция подорожала на 3%. И так практически со всеми марками, какую ни возьми. Вот еще некоторые ценовые изменения: Ritter Sport с 30 рублей подорожал до 35 рублей, Nestle Classic – с 17 до 25 рублей, шоколад «Воздушный» – с 20 до 28 рублей.

Причина стабильного роста розничных цен на шоколад – в динамике котировок на рынке какао-бобов. А ситуация на этом рынке, объем которого составляет 3 млн тонн в год, напрямую зависит сейчас от политической обстановки на западе Африки. Этот регион производит более 70% мирового объема какао-бобов, а две крупнейшие страны-производители – Кот д’Ивуар и Гана – поставляют более половины мировой продукции. В небольшой африканской стране Кот-д'Ивуар выращивают 40% мирового урожая какао-бобов. В Россию эта страна поставляет 80–90% какао-сырья.

Недавние события в Кот-д’Ивуаре взорвали мировой рынок какао-бобов: с начала ноября 2004 года их стоимость выросла более чем на 20% и составила $1800 за тонну. Это самое стремительное удорожание шоколадного сырья за последние пять лет. Эксперты Международной организации производителей какао уверены, что в ближайшие два месяца стоимость тонны какао-бобов увеличится еще на $150-200.

В чем заключается конфликт

Вооруженное противостояние в маленькой западноафриканской стране Кот-д'Ивуар, начавшееся еще в конце прошлого века, до сих пор не идет на убыль. Новая волна насилия, направленная против французов и других иностранцев, проживающих в стране, началась в ноябре 2004 года.

Причиной тому послужил воздушный удар со стороны правительственных сил по позициям повстанцев на севере страны, а также по позициям французских войск. В ответ французы уничтожили авиацию и вертолеты Кот-д'Ивуар и заняли аэродром Абиджана – экономической столицы страны. Эта атака вызвала массовые выступления населения антифранцузской направленности.

Политический кризис в Кот-д'Ивуаре носит затяжной характер – он продолжается еще с 2002 года, когда страна оказалась разделена надвое после неудачной попытки свергнуть президента Лорана Гбагбо. Сейчас мусульманский север контролируют повстанцы, юг – правительственные войска. Порядок в стране поддерживают 6200 ооновских миротворцев и 5-тысячный контингент французских военнослужащих, которые контролируют буферную зону. Несмотря на то, что в радиообращении к жителям страны повстанцы пообещали не трогать иностранцев, многие государства эвакуируют своих подданных из опасного района.


По словам биржевых трейдеров, котировки фьючерсов продолжают расти: производители опасаются, что из-за общей нестабильности политической ситуации в африканских странах поставки сырья для кондитерской промышленности могут сократиться.

Представитель компании Kraft Foods (марки Alpen Gold, Toblerone, «Каруна» и другие) Кирилл Болматов рассказал «Газете.Ru», что помимо проблем с Кот-д’Ивуаром есть еще несколько факторов, влияющих на повышение цен: выросло в цене сухое молоко, изюм и орехи, повысились затраты на транспортировку из-за подорожания горюче-смазочных материалов.

Что было с ценами

В конце 90-х годов прошлого века беспорядки в Кот д’Ивуаре подняли цену на какао-бобы с $1400 до $1700 за тонну. Затем наступил период относительной стабильности, и стоимость какао упала ниже $900 за тонну. Это спровоцировало правительство Кот-д’Ивуара на шантаж — африканцы пригрозили уничтожить значительную часть урожая (около 30%), чтобы остановить падение цен. К началу 2002 года тонна какао-бобов стоила более $1500. В сентябре 2002 года в Кот д’Ивуаре случился путч (неудачная попытка повстанцев свергнуть президента Лорана Гбагбо), который мгновенно поднял цену до $2000. Тогда воюющие стороны заключили перемирие: повстанцы контролируют мусульманский север, а правительство — христианский юг. Перемирие в стране было нарушено в ноябре 2004 года, когда Гбагбо приказал войскам «объединить страну» и атаковал французских миротворцев.


По свидетельству Кирилла Болматова, подорожание ведущей марки Kraft Foods – Alpen Gold с изюмом и орехами, пользующейся наибольшим спросом у потребителей, заметно «ударило по прибыльности компании». «Спрос на этот шоколад существенно снизился», – рассказал Болматов.

У компании Nestle (все шоколадки под маркой «Росиия», Nesquik) цены на шоколадные плитки тоже повысились, но не столь значительно. У кондитерского предприятия «Сладко» похожая ситуация.

Прогноз роста цен Международной организации производителей какао на 2005 год: конфеты, в которых содержится 15–30% какао, могут стать дороже на 5–10%, а горький шоколад, наполовину состоящий из какао-бобов, на 20%.

В холдинге «Объединенные кондитеры», куда входят «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и «Бабаевский», утверждают, что им удается сохранить стабильные цены независимо от каких бы то ни было проблем на рынке какао-сырья. Директор департамента рекламы и связей с общественностью Денис Богданов рассказал «Газете.Ru»: «За первое полугодие 2005 года изменение цен на шоколадные плитки составило всего 0,2%. Конечно, мы отслеживаем конъюнктуру рынка шоколадных изделий и сырьевых рынков, но считаем приоритетным соответствие стоимости продукции покупательской способности большинства россиян».

Газета.RU