19.07.2005

Потребитель устал от дешевых украшений. Ювелирный рынок резко замедляет рост



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА


Российская пробирная палата опубликовала отчет о количестве выпущенных ювелирных изделий с 1998 года по 2004 год, согласно которому прирост темпа производства украшений постепенно снижается. Участники рынка объясняют это затовариванием рынка дешевыми украшениями и обещают, что спад темпов роста продолжится.
До 2002 года производство украшений росло в среднем на 35% в год. Если 1999 году было выпущено 9,27 млн золотых изделий, то в 2002 году - уже 17,63 млн. Председатель совета директоров Национальной ассоциации ювелирной торговли Сергей Шкапров объясняет былой бурный рост длительным отсутствием предложений и высокой ценой зарубежных ювелирных изделий. "Таможенные пошлины на ввоз изделий составляют 65% от его стоимости",- уточняет Сергей Шкапров.
Однако с 2002 года темпы прироста начали снижаться. Первыми активно начали падать объемы производства золотых украшений: до 25% в 2003 и 11% в 2004 году. В 2004 году тенденция докатилась до изделий серебра и платины. Прирост выпуска серебряных изделий сократился до 11%, объем производства платины вообще упал на 30%.
Уверенный рост демонстрируют лишь украшения из палладия, за прошедший год количество заклейменных изделий выросло вдвое. Однако ювелиры объясняют этот факт малым количеством самих изделий (в 2004 году заклеймено 4,7 тыс. штук), модой на сам материал, являющийся заменителем платины, вызванной ростом цен на платину.
По мнению участников рынка, причин для снижения темпов производства много. "Это результат общегосударственной политики, в результате которой количество покупателей украшений остается на прежнем уровне",- заявил гендиректор гильдии ювелиров России Ярослав Молчанов. Также Гильдия ювелиров пеняет на неблагоприятную налоговую политику и рост контрафактной продукции, которая сегодня занимает половину рынка, оцениваемого в 34 млрд руб.
Директор по рекламе и коммуникациям торгового дома "Веста Альфа" (представитель французской ювелирной фирмы Karloff) Сергей Черных уверен, что покупатели "наелись дешевым золотом". С ним соглашается гендиректор центра ювелирных украшений "Е. Закс" Алексей Трушин. "Сегодня растет спрос на оригинальные изделия, которые россияне предпочитают покупают за границей". "У нас работают ведущие дизайнеры с мировым именем, например Ирина Опелева, получившая в 1996 году престижнейшую премию De Beers",- возражает президент "Алмаз-холдинга" Флун Гумеров. Он также добавляет, что зарубежные компании, которые якобы являются эталоном дизайна, выпускают изделия машинного производства, где очень мало ручного труда, что уменьшает художественную ценность украшений. А все турецкие украшения и вовсе скопированы с российских изделий, резюмирует Гумеров.
Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков считает, что все дело в том, что ювелирный рынок приближается к насыщению: конкуренция между ювелирами очень велика (на рынке работает почти 7 тыс. предприятий). При этом темпы роста доходов населения не столь велики, чтобы существенно увеличивать спрос. "Скорее всего, уже к 2007 году темпы роста рынка снизятся до 3-5%: предложение растет быстрее, чем спрос, слишком много игроков",- прогнозирует Кочетков.
С ним соглашается Алексей Трушин: "Качественных российских украшений мало, переоснащение производства требует существенных инвестиций, в том числе из-за высокой пошлины на ввозимое оборудование".
Кочетков считает, что в 2008 году возможно начало сокращения рынка.

"Государство должно создать равные условия для всех"

Основные причины замедления темпов роста производства украшений - рост контрафакта, увеличение доли импорта и неблагоприятный налоговый режим. Об этом корресподенту "Бизнеса" Екатерине Колесниковой рассказал президент "Алмаз-холдинга" Флун Гумеров.
- В чем причины того, что прирост объемов производства замедлился?
- В прошлом отрасль бурно развивалась за счет роста благосостояния покупателей, вытеснения с рынка теневого бизнеса и совершенствования законов. Три года назад акцизный налог сначала был сокращен с 30% до 5%, а затем вообще отменен, что стимулировало развитие отрасли.
Решение федеральных властей позволить ювелирным магазинам перейти на "вмененную" и "упрощенную" системы налогообложения оживило торговлю - у бизнеса появился оборотный капитал.
Сегодня этот потенциал исчерпывается. В 2002 году производство увеличилось на 36%, в 2003 году - на 30%, в 2004-м - уже на 22%.
- Что еще мешает ювелирной отрасли развиваться?
- В первую очередь это неблагоприятный налоговый режим, поставивший нас в неравное положение с зарубежными коллегами. Чтобы обновлять производства, мы вынуждены платить пошлину в 20% за поставку оборудования. Фактически западный коллега покупает пять станков, а я - четыре, так как один отдаю государству как налог. Далее, сегодня в России самая большая в мире пошлина на ввозимые драгоценные ювелирные ставки - 20% плюс НДС. Государство должно создать равные условия конкуренции для всех участников рынка, в том числе и для ювелиров.
В отличие от России правительства других стран поддерживают экспортную политику ювелиров. А мы не можем провести отраслевые мероприятия, которые подняли бы имидж России и нашей отрасли, на мировых выставках, в которых мы участвуем.
Кроме того, растут и легальный импорт, и поставки контрафактных изделий. К 2007-2008 году доля импорта может достигнуть 40-50%. Уже сегодня в Санкт-Петербурге легальный импорт серебряных изделий занимает более 60% рынка.
- Означает ли спад темпов прироста производства затоваривание российского рынка?
- Фактически - да, и нам предстоит активный поиск новых рынков. Например, в Германии живут 3 млн наших соотечественников, которые привыкли к дизайну российских украшений и цвету золота. Если сегодня упустить этот рынок, следующие поколения забудут, что у них российские корни. А ведь есть Канада, страны СНГ и т. д.
- Российская гильдия ювелиров предлагает выходить на мировой рынок, на котором, по оценкам специалистов, наша продукция сможет занять 1%.
- Да, я слышал о таких планах. Однако при продажах в $60 млрд сток бриллиантовых изделий в Америке достигает $300 млрд, то есть они шесть лет могут ничего не производить. Чтобы занять 1% даже рынка США в $600 млн, нам необходимо более $3 млрд товарного остатка. У отрасли просто нет таких денег.


Деловая газета "Бизнес"