20.07.2005

Затаившийся бизнес. Чиновники никак не могут сосчитать игроков потребительского рынка



ОЛЬГА ГОРЕЛИК

К потребительскому рынку государство интереса не проявляет – его не изучают, не мониторят и не корректируют. К такому выводу пришли вчера участники конференции в Торгово-промышленной палате. Между тем в формировании ВВП его доля выше, чем у нефтяной и газовой отраслей.

О том, что этот рыночный сегмент никому не нужен, убежденно рассуждал вчера, в частности, председатель комитета ТПП по развитию потребительского рынка Александр Борисов. «Потребительский рынок в силу того, что 90% его субъектов являются малыми и средними предприятиями, возникшими в последние десять лет, считают второстепенным и не нуждающимся в мониторинге», – констатировал он. Между тем, по данным г-на Борисова, он дает в ВВП 20–22%, в то время как газ и нефть – 18%, а ТЭК – 27%.

Ежегодные данные официальной статистики о состоянии потребительского рынка оказываются чудовищно заниженными. Так, в 2003 году Росстат оценил его объем в 202 млрд. долларов, в то время как исследовательская компания FBK привела цифру – 355 млрд. «Недооценка составляет 150 млрд. долларов, – продолжает Александр Борисов. – А это пятая часть российского ВВП». Отдельная проблема – серый сектор. Официально принято считать, что он равен 14–15% от общего объема потребительского рынка, в то время как, по данным ТПП, он занимает 72%. Для сравнения: в промышленности этот показатель равен 17%. Виноватыми в сложившейся ситуации специалисты назвали Росстат, который не выделяет деньги на нужные исследования, и компании, которые скрывают данные о себе от государства.

Между тем независимые эксперты полагают, что валить все на компании не стоит – если бы государство позаботилось о создании эффективно действующей структуры, никто бы от нее не прятался. «Сейчас, когда многие участники потребительского рынка стремятся разместить свои акции, они сильно заинтересованы в раскрытии информации о себе, – уверена аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. – Если о компании ничего неизвестно, это сильно затрудняет поиск инвесторов».

По словам г-жи Мильчаковой, сейчас мониторинг потребительского рынка отдан на откуп частным маркетинговым компаниям, которые предоставляют полученную ими информацию бизнес-структурам и инвесторам. Такая ситуация имеет ряд минусов, главным среди которых является отсутствие критериев и единиц оценки. «Единая государственная структура позволит их выработать, – уверена эксперт, – а также даст возможность изучать потребительский рынок по всей России, а не только в городах-миллионниках. Это позволит избежать таких нелепых ситуаций, когда одно маркетинговое агентство оценивает долю компании в 5%, а другое – в 15%».

НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ