20.07.2005

Иномарки берут шестисотые высоты. Рынок иностранных машин по итогам года может достичь 0,6 млн штук



РОМАН ГУЛЯЕВ
ЮЛИЯ КАРУЛИНА


Рынок иномарок в России вырос почти на 60% - за первое полугодие продано более 238 тыс. новых машин (без учета Chevrolet-Niva) против 150 тыс. годом ранее. По итогам года российский рынок иномарок может достичь невиданной доселе цифры в 600 тыс. машин и вплотную приблизиться к медленно падающему рынку отечественных автомобилей. А лидеры среди иномарок могут уже в этом году взять барьер в 100 тыс. проданных машин.
Первое место, если брать в зачет продажи "совместных" внедорожников Chevrolet-Niva, в прошлом году было у СП "GM-АвтоВАЗ" (см. таблицу). Сейчас же оно свою позицию потеряло, переместившись на пятое место. А брэнд Chevrolet, который по итогам прошлого года был лидером, также уступает новому лидеру Hyundai - и всего на 1,7 тыс. автомобилей опережает Toyota. Спад продаж Chevrolet-Niva обусловлен тем, что предприятие так и не выпустило люксовую версию внедорожника - с двигателем Ecotec и трансмиссией Aisin: его судьба до сих пор не определена. Между тем рынок ждет этот автомобиль - дилеры даже приняли некоторое количество заказов на него.
Лидером же продаж стал Hyundai, который вернулся на первое место с результатом в 42,4 тыс. автомобилей (без учета легких коммерческих). По словам аналитика AG Asset Management Александра Агибалова, высокий рост продаж марки обусловлен не только удачным соотношением цена-качество, но и популярностью модели Accent, собираемой на ТагАЗе. "То, что Hyundai по итогам I квартала 2005 года оказалась позади Daewoo, объясняется недостаточными поставками машинокомплектов на ТагАЗ",- уверен эксперт. По его словам, Hyundai заявлял о планах продаж в 2005 году на уровне 110 тыс. машин, из которых 70 тыс. должны были быть собраны на ТагАЗе. По результатам I квартала прогноз был скорректирован до 50 тыс. Выполнить план в 110 тыс. машин будет возможно, только если увеличить поставки машинокомплектов на ТагАЗ, сказал Агибалов.
За второе место на рынке борются Toyota и Daewoo. По мнению Агибалова, план продаж Toyota на 2005 год составляет 60 тыс., и компания легко его перевыполнит. Что же касается Daewoo, то здесь планы продаж находятся примерно на этом же уровне, поэтому битва за второе место будет достаточно серьезной. Ford вряд ли сможет составить конкуренцию этим производителям из-за запуска нового Focus. По словам Агибалова, место Ford в рейтинге свидетельствует о проблемах компании на российском рынке. В то же время он уверен, что по итогам 2006 года компания войдет в тройку лидеров.
Из европейских марок в top-10 по итогам полугодия попал только Renault. Причем нынешнее достижение французской компании - стартовая позиция перед запуском модели Logan. По словам Агибалова, Renault сможет сократить разрыв с другими лидерами за счет продаж этой модели. "При этом в течение двух лет компания может оттеснить Nissan, так как сборка в России позволит компании занять более устойчивое положение",- уверен он. А аналитик компании "Тройка диалог" Гайрат Салимов считает, что Nissan уже пора искать площадку под завод в России. "Компания уже продала около 20 тыс. машин, до конца года объем продаж дойдет до 40 тыс. При таких объемах имеет смысл организовывать производство",- уверен он.
У Peugeot продолжается спад продаж - по итогам полугодия он составил 6%. По мнению Агибалова, спад обусловлен серьезным ростом цены за последние годы, который нельзя объяснить ростом курса евро. Peugeot, по словам эксперта, сегодня покупают в основном любители марки. Салимов отмечает, что автомобили этой марки сегодня значительно дороже своих одноклассников. Также на спаде находится Volvo. Агибалов считает, что компании необходимо менять политику продаж. "В Санкт-Петербурге "Рольф" отказался от дилерства Volvo, так как объем продаж был небольшой, а требования к сервисному центру - очень высокие, из-за чего вложения в марку не окупались",- сказал эксперт. А Салимов считает, что у Volvo были проблемы с дистрибуцией запчастей, что повлияло на уровень продаж.
Напротив, Skoda выбирается из прошлогоднего кризиса: рост на 42% - самый высокий среди массовых европейских брэндов. Впрочем, дилеры в анонимных беседах жалуются, что продажи Skoda в начале года в основном поддерживали корпоративные клиенты - частники по-прежнему покупают немного. По мнению Агибалова, рост продаж Skoda - показательный пример того, как изменение маркетинговой политики, активизация продвижения марки, перевод цены в доллары, а также привлекательные кредитные программы могут изменить объемы продаж. Такое же изменение привело и к увеличению продаж Audi, сказал Агибалов.
Китайские автомобили пока выступают со скромными результатами. Официальные продажи трех марок - Great Wall, Tianye и Xinkai составили лишь 870 автомобилей. По словам генерального директора агентства "Автоконсалт" Виктора Новоченко, на официальные продажи приходится лишь треть китайского импорта - то есть общие продажи автомобилей из Поднебесной можно оценить в 2,6-3 тыс. машин. Впрочем, это все равно составляет не более 1% от рынка иномарок. Успех китайских автомобилей, особенно Great Wall, по мнению Агибалова, стал возможен благодаря их низкой цене.
Всего за первое полугодие в России продано более 238 тыс. новых иномарок (без учета легких коммерческих и Chevrolet-Niva). Исходя из статистики прошлых лет, первое полугодие обеспечивает примерно 40% годовых продаж. Соответственно, можно предположить, что рынок иномарок по итогам года составит без малого 600 тыс. машин, при этом по объемам он практически догонит падающий рынок российских автомобилей.



Деловая газета "Бизнес"