21.07.2005

В Россию придут украинские японцы. Isuzu строит завод на Украине



РОМАН ГУЛЯЕВ
ЮЛИЯ КАРУЛИНА


Компания Isuzu планирует организовать сборку легких грузовиков на Украине. На сборочном предприятии, созданном с участием украинских партнеров японской компании, должно производиться несколько тысяч грузовиков в год, часть из которых будет экспортироваться в Россию. Аналитики сомневаются в перспективах этих машин на отечественном рынке.
Как сообщила вчера японская газета Nihon Keizai, Isuzu совместно с украинским холдингом "Богдан" планирует создать СП по производству грузовиков. 50% в этом предприятии будет принадлежать украинской стороне, другая половина - Isuzu и Sojitz Holdings Corp., при этом доля Isuzu составит не менее 20%.
Сейчас "Богдан" производит автобусы на шасcи Isuzu, которые продаются как на внутреннем, так и на российском рынке. По мнению генерального директора агентства "Автоконсалт" Виктора Новоченко, эти автобусы заняли хорошие позиции на украинском рынке и продаются в объеме 2400 штук в год. Однако на российском рынке они не смогли достичь серьезных объемов продаж: в год продается менее 100 автобусов, и, по словам аналитика, "динамики не видно". Одним из основных эксплуатантов этих автобусов является крупнейший московский частный перевозчик "Автолайн", который за последние два года приобрел 77 таких машин. Комментарии "Богдана" вчера получить не удалось.
По словам Новоченко, грузовики Isuzu и сейчас собираются на Украине в небольших количествах, но популярностью там не пользуются. "Тем более что производство грузовиков значительно труднее локализовать и, таким образом, получить возможность ввозить машины без пошлин, как сделанные в СНГ",- сказал эксперт. По его мнению, если Isuzu всерьез заинтересуется растущим российским рынком легких грузовиков, компании необходимо локализовывать производство в России.
На российском рынке грузовикам Isuzu предстоит конкурировать с одноклассниками-иномарками, в первую очередь с Ford, Volkswagen и Hyundai - годовые продажи каждой из этих марок не превышают 2 тыс. Кроме того, серьезным оппонентом на рынке могут стать китайские грузовики FAW, которые во втором полугодии начнут продаваться в России в качестве импортируемых, а в конце этого года их сборка будет налажена на московском заводе ЗИЛ. Двухтонный грузовик FAW - потенциальный конкурент Isuzu - будет предлагаться за $11,3 тыс.
По словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Гайрата Салимова, для того чтобы отобрать большую долю рынка, Isuzu в России придется конкурировать с ГАЗом. ""Газель" - машина дешевая, стоит от $8 тыс., а Isuzu вряд ли сможет приблизиться по этому показателю к ней",- считает он. По мнению Салимова, для успешной конкуренции необходимо будет создать большую дилерскую сеть, наладить поддержку запасными частями, а также предложить рынку хорошие кредитные и лизинговые схемы.


Деловая газета "Бизнес"