21.07.2005

Не всегда Coca-Cola. ФАС выступила против эксклюзивных договоров



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
ПЕТР МИРОНЕНКО

Вчера управление ФАС по Красноярскому краю возбудило дело в отношении компании ООО "Кока-Кола Эйч-Би-Си". Чиновников возмутило, что компания заключает договоры с магазинами и ресторанами, в которых настаивает на отсутствии других напитков в ассортименте партнеров. В ФАС называют такие договоры противоречащими законодательству и обещают новые разбирательства.
Рассмотрение дела в суде назначено на 8 августа. По данным управления ФАС РФ по Красноярскому краю, "Кока-Кола Эйч-Би-Си" "заключала договоры с предприятиями торговли, общепита и увеселительными заведениями на поставку продукции, в которых присутствовал пункт о том, что на их территории не будут продаваться другие напитки". В УФАС заявили, что располагают данными сразу по 300 торговым точкам, заключившими подобные договоры.
В московском офисе "Кока-Кола Эйч-Би-Си" подтвердили факт рассмотрения дела. "Мы активно сотрудничаем с представителями ФАС, однако в настоящий момент не можем комментировать какие-либо детали дела, так как процесс еще не закончен",- сообщил представитель компании по связям со СМИ Владимир Кравцов.
В пресс-службе ФАС "Бизнесу" рассказали, что пока от территориального управления никаких документов не поступало. "Однако практика прописывания в договоре отказа сбытовых точек от реализации аналогичных продуктов других компаний однозначно незаконна. Если будут выявлены подобные контракты у других компаний, это будет поводом для новых разбирательств",- сообщили в пресс-службе.
Эксперты, знакомые с ситуацией, утверждают, что такая практика абсолютна обычна. "Посмотрите на McDonald's и "Ростик'с": первые торгуют только Coca-Cola, вторые - только Pepsi. Это установленная рынком практика, и непонятно, почему ФАС решила возмутиться по этому поводу",- говорит собеседник "Бизнеса".
"То, как продается тот или иной продукт,- это договоренность двух сторон. Красноярская ФАС проявила излишнюю инициативность. Если решение будет принято в их пользу, то производителям придется серьезно перестраивать структуру дистрибуции, что приведет к дополнительным затратам",- говорит представитель одной из пивоваренных компаний. "ФАС ищет черную кошку в темной комнате. Конечно, эксклюзивные договоры у производителей есть, но они составлены максимально корректно и законно",- говорит президент ассоциации табачных дистрибуторов "Грандтабак" Сергей Шелехов. По словам одного из участников табачного рынка, за эксклюзивный контракт с сетью ресторанов только табачные компании платят несколько десятков тысяч долларов за каждую точку в год. С ним соглашается источник "Бизнеса" в Maxxium Russia (продает в России Absolut, Jim Beam, Remy Martin), который отмечает, что производители всегда найдут путь обойти запрет. "Если даже продукция компании-конкурента будет выставлена, в силах торговой точки сделать так, что она продаваться не будет",- говорит собеседник "Бизнеса".
По данным источника "Бизнеса" в одной из крупнейших компаний, производящих безалкогольные напитки, присутствие одного брэнда в ресторане в среднем обходится производителю от $10 тыс. до $150 тыс. за точку. Руководитель пресс-службы "Балтики" Алексей Кедрин отмечает, что практика вхождения в сектор HoReCa (отели, рестораны, кафе) уже сложилась и не противоречит законодательству. "Надеюсь, что это недоразумение не превратится в норму, закрепленную законами и подзаконными актами",- говорит Алексей Кедрин.
"Это общемировая практика: производитель платит за мерчендайзинг, а сеть строит соответствующую маркетинговую стратегию. Никакого ущемления прав потребителя и тем более нарушения антимонопольного законодательства в этом нет: если его не устраивает Coca-Cola в McDonald's, потребитель просто выбирает другой ресторан",- говорит собеседник "Бизнеса" из одной из транснациональных корпораций.
Пострадавшей стороной в случае решения ФАС о незаконности подобных договоров будут и рестораторы. Совладелец холдинга "Арпиком" Михаил Зельман удивлен решением УФАС. "Если говорить о прохладительных напитках, то ресторатору просто не имеет смысла держать два брэнда. Например, Coca-Cola и Pepsi - брэнды, по сути, равнозначные. Если в моих ресторанах будет и то, и другое, издержки возрастут вдвое, а продажи не повысятся. Это невыгодно",- рассуждает Зельман. С ним соглашается президент холдинга "Росинтер" Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко. "Я уверен, что в эксклюзивных договорах не может быть нарушений антимонопольного законодательства",- говорит он.
Если ФАС решит, что такой вид взаимодействия с ресторанами неприемлем, исчезнет не только канал сбыта, но и инструмент продвижения товара. "Для производителя важно, чтобы его аудитория находила свои товары в любимых ресторанах",- говорит топ-менеджер одной из транснациональной компании.



Деловая газета "Бизнес"