25.07.2005

Чтиво не для всех. "КМ онлайн" будет посылать абонентам книги по SMS



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦИНА


Рост рынка мобильного контента не дает покоя не только его основным игрокам, но и компаниям, больше известным своей интернет-активностью. Собственный SMS-сервис по продаже книг для мобильных телефонов запустила компания "КМ онлайн". Теперь абоненты трех главных сотовых операторов смогут заказать по SMS более 800 книг в формате Java. Другие участники рынка тоже не прочь отметиться на этой ниве, однако пока не считают такой бизнес прибыльным.
"Не секрет, что рост рынка мобильного контента в последний год замедлился. Пользователи привыкли к стандартному набору контента: мелодии, картинки и игры. Java-книги - вид контента, который на российском рынке практически не распространен ввиду специфики использования прав на электронное издание произведений",- пояснил "Бизнесу" директор по развитию "КМ онлайн" Илья Полесский. По его словам, компания рассчитывает привлечь часть аудитории, в принципе не использовавшей до этого мобильный контент в силу его "несерьезности", а также отвоевать часть сегмента Java-игр благодаря новизне и оригинальности предложения.
Книжный сервис "КМ онлайн" ориентирован на самых активных потребителей мобильного контента. На тех, кому уже успели надоесть традиционные Java-игры, и они не прочь скачать на свой телефон что-нибудь новенькое. Таким новеньким, по мнению КМ, должны стать Java-книжки. Уже сейчас компания перевела на мобильную платформу 10 600 произведений российских и зарубежных авторов, более 8000 mp3-файлов, 12 энциклопедий. Столь обширную коллекцию компания собрала не сразу. Не секрет, что бесплатная электронная библиотека существует на портале KM уже не первый год, а не так давно на нем появился платный сервис vip.km.ru. В отличие от "дикого" набора бесплатных библиотек, в разделе "Не для всех" компания собрала книги, права на которые были куплены у их авторов или правообладателей. В прошлом году много шума наделали иски авторов книг и "КМ онлайн" против владельцев бесплатных сетевых библиотек. Около месяца назад КМ открыла первый сервис по закачиванию книг из Сети для владельцев смартфонов, коммуникаторов и КПК. Таким образом, компания, узаконив набранный за годы контент, собирается стать более заметным игроком на рынке.
"Мы думаем, что Java-книги будут пользоваться огромной популярностью среди студентов и школьников и у возрастной группы от 12 до 35 лет, не имеющих КПК или смартфонов. Средняя стоимость закачки одной книги в настоящее время составляет около $0,7, что значительно ниже средней стоимости Java-игр",- поясняет Илья Полесский.
Правда, игроки на рынке сомневаются, что "КМ онлайн" удастся вырваться вперед именно за счет книг. "Книги - это очень специфический, сегментированный продукт,- считает вице-президент по развитию бизнеса компании LCS (контент-провайдер Playfon) Владимир Бородин,- вряд ли с этим сервисом "КМ онлайн" удастся войти в двадцатку ведущих контент-провайдеров". Самыми выгодными для провайдера по-прежнему остаются "надоевшие" Java-игрушки, картинки и мелодии, на которых, по его мнению, и следует делать бизнес. Тем более что рекламировать книжный продукт на телевидении и в других дорогостоящих СМИ нерентабельно.
Другие участники рынка смотрят на книжные перспективы КМ не менее скептически. Большинство соглашаются, что книги интересны как один из сегментов контент-услуг, но некоторые компании вообще не собираются этим заниматься. "У нас совершенно другие стратегия и приоритеты, поэтому Java-книги мы в ближайшее время продавать не будем",- говорит
директор PR-отдела компании Superfon Владимир Филатов.



Деловая газета "Бизнес"