25.07.2005

Презумпция виновности. Россия идет по пути ужесточения наказания за налоговые преступления



МАРИЯ СЕЛИВАНОВА, АЛЕКСЕЙ САВКИН

Государство рьяно взялось за воспитание российских налогоплательщиков. Суровость наказания не всегда соответствует серьезности преступления, а иногда вызывает недоумение избирательным подходом к нарушителям. Несмотря на то что строгость санкций за налоговые преступления в России и других государствах вполне сопоставима, в нашей стране преследование за неуплату налогов имеет ряд особенностей. По словам экспертов, обвинения в неуплате часто сопровождаются обвинениями в хищении средств из бюджета и отмывании денег, что ужесточает наказание.

Зарубежный опыт

В последние несколько лет российские власти внесли ряд поправок в законодательство, ужесточающих наказание за налоговые правонарушения. К примеру, полтора года назад было отменено деятельное раскаяние, которое позволяло недобросовестным налогоплательщикам избежать уголовного преследования при условии уплаты налоговых долгов и сотрудничества со следствием.

Между тем российское законодательство, касающееся наказаний за налоговые правонарушения, по мнению экспертов, вполне соответствует законодательству других стран. За неуплату налогов в казну, например, 198-я и 199-я статьи Уголовного кодекса (УК) предусматривают лишение свободы на срок до семи лет при наличии отягчающих обстоятельств. К ним относится неуплата налогов в крупном (от 1000 МРОТ, то есть от 100 тыс.

руб.) или особо крупном (от 5000 МРОТ) размере. Также отягчающими обстоятельствами признаны неоднократность нарушения и совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору.

"И это вполне оправдано,- говорит управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов.- Государство тем самым показывает гражданам, что нарушение тех или иных запретов может очень плохо кончиться. Иначе мог бы возникнуть соблазн рассматривать налоговые нарушения как обычные бизнес-риски".

Россия - не единственная страна, в которой за экономические правонарушения можно оказаться за решеткой. В других странах также предусмотрена норма, которая позволяет привлечь к уголовной ответственности за экономические преступления(см. таблицу).

Значительно более суровое наказание - лишение свободы на срок до десяти лет- грозит недобросовестным налогоплательщикам в Канаде, Болгарии, Франции, на Украине и в Германии. Правда, в Канаде такой срок ожидает руководителей компании, если размер неуплаченных сумм будет признан судом крупным, а во Франции и на Украине этот срок придется отбывать всем нарушителям, совершившим налоговое преступление повторно. Законодательство Германии и Болгарии более избирательно: в тюрьму можно сесть, если в суде будет доказано, что для укрывания налогов использовались навыки профессионалабухгалтера или эксперта по налогообложению.

Между тем жителям Китая все вышеназванные санкции могут показаться "детским лепетом". Китай - это единственная страна, где наказания за налоговые преступления особо жестокие: за "получение обманным путем государственного налога", например за незаконное требование возврата НДС в крупном размере, можно получить пожизненное заключение или даже расстаться с жизнью.

Российские особенности

В России, как и в других странах, наказание за неуплату налогов не зависит от размера компании: степень наказания зависит лишь от размера неуплаченных налогов. Между тем у нас есть некоторые особенности. Например, наша страна чуть ли не единственная, в которой по налоговым преступлениям не действует презумпция невиновности: предпринимателям приходится самим доказывать свою невиновность, в то время как по другим преступлениям доказательством вины заняты следственные органы.

Впрочем, партнер компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин отмечает, что эта практика начинает распространяться и в других странах. Например, в Германии есть случаи, когда налоговики пытаются квалифицировать продажу акций предприятия как продажу его имущества (при этом продавцу и покупателю выставляются более высокие налоговые требования) и предприниматели вынуждены доказывать налоговым органам в судах их неправоту. По словам Тутыхина, правомочность подобных маневров налоговиков не определена в законах. Но тем не менее фискалы и в Европе, и особенно в СШАвсе чаще позволяют себе такие действия. Это очевидное свидетельство того, что налоговое законодательство во всем мире постепенно ужесточается.

Анализируя строгость наказания за налоговые преступления, эксперты рекомендуют обращать внимание не столько на размер штрафов и сроков, сколько на неотвратимость санкций. Сейчас же неплательщики просто не верят в неизбежность взысканий.

"В том числе и по этой причине ужесточать наказания не имеет смысла",- в один голос говорят эксперты.

Но если государство все же обратило внимание на нарушения компании, то попытка защититься от него становится почти нереальной. "В России специфика налоговых дел заключается в том, что правоохранительные органы пытаются уйти от налогового состава правонарушения, обвиняя компанию в мошенничестве, подделке документов, хищении из бюджета, лжепредпринимательстве,- объясняет Валерий Тутыхин.- Наказания по таким преступлениям значительно жестче". По его словам, очень часто, обвиняя компанию в "мошенничестве", правоохранительные органы стремятся подвести ее под статью об отмывании денег. Этот ход позволяет привлечь к сотрудничеству международные организации, опираться на помощь международных конвенций, получать информацию об иностранных счетах организации, имуществе в офшорах. "Статья об отмывании - магическая статья - не распространяется на налоговые и валютные правонарушения, а на мошенничество - распространяется,- пояснил Тутыхин.- Поэтому в России создают практику, при которой в обвинении имеется какой-то общеэкономический состав, чтобы к нему "довесить" отмывание".

Санкции за уклонение от уплаты налогов в страннах мира


Деловая газета "Бизнес"